Следственный комитет при прокуратуре РФ считает, что заказчиком убийства журналистки Анны Политковской, застреленной в подъезде собственного дома 7 октября 2006 года, был живущий в Лондоне российский предприниматель Борис Березовский. О причастности Березовского к гибели журналистки «Новой газеты» в интервью «Известиям» заявил Дмитрий Довгий — руководитель Главного следственного управления (ГСУ) СК.
Напомним, что сам Довгий несколько дней назад был отстранен от исполнения своих обязанностей, а неофициальные источники сообщали даже о его отставке. Поводом для служебного расследования в отношении главы ГСУ стали рапорты следователей, находившихся у него в подчинении: в докладных записках на имя руководителя СК при прокуратуре Александра Бастрыкина говорилось, что Довгий получил несколько взяток на общую сумму 3 млн евро. Однако газета «Известия» настаивает, что интервью с Довгим состоялось еще до его отстранения, а опубликовать сразу его не удалось, так как не было возможности связаться с главой ГСУ для согласования текста. Почему через несколько дней «Известия» решили напечатать интервью без согласования с Довгим, издание не пояснило.
Одной из тем беседы с главой ГСУ стало убийство Политковской. Отвечая на вопрос, кто, по мнению следствия, выступил заказчиком этого преступления, Довгий заявил:
«Глубочайшее наше убеждение, что это Борис Абрамович Березовский — через Хож-Ахмеда Нухаева (Нухаев — член так называемого правительства Ичкерии, объявлен в розыск правоохранительными органами России. — «Газета.Ru»). На тот момент ему выгодно было поступить так».
Руководитель ГСУ отметил, что гибель Политковской связана с ее профессиональной деятельностью, но добавил, что журналистку застрелили не из-за публикаций. «Убийство связано не с ее статьями, а с ее личностью. Вот она такая яркая, находится в оппозиции к действующей власти, встречалась с Березовским — вот ее и убили», — разъяснил мотивы преступников Довгий. «Цель (убийства) — как устранение собственно Политковской, так и подрыв доверия к правоохранительным органам», — заявил глава ГСУ.
Организаторы преступления — то есть Березовский — «хотели показать, что у нас средь бела дня могут убивать известных людей, что правоохранительные органы якобы не в состоянии раскрывать такие дела», считает следствие.
«МВД и мы опровергли это», — заявил Довгий. Он добавил, что исполнитель преступления объявлен в розыск, а остальные участники преступления — за решеткой. «В розыске находится исполнитель, но мы убеждены, что в кратчайшее время его поймаем. А все пособники — кто привозил исполнителя на место преступления, отслеживал ее пути, предоставлял информацию — все эти лица находятся под стражей», — сообщил Довгий.
Напомним, что обвинения в организации убийства Анны Политковской уже предъявлены бывшему главе Ачхой-Мартановского района Чечни Шамилю Бураеву, подполковнику ФСБ РФ Павлу Рягузову (в пятницу Московский гарнизонный военный суд продлил ему срок содержания под стражей до 21 августа), бывшему сотруднику столичного УБОПа по Центральному округу Сергею Хаджикурбанову, а также Магомету Демильханову и братьям Махмудовым – Ибрагиму, Джабраилу и Тамерлану. Как отметил в минувшую пятницу представитель Генпрокуратуры, следствие по делу продлено до 7 сентября 2008 года.
О том, что непосредственный убийца Политковской установлен, стало известно еще в октябре 2007 года, однако его имя в интересах следствия не сообщалось. Тем не менее, на минувшей неделе «Комсомольская правда» сообщила, что убийцей Анны Политковской считается 30-летний чеченец Рустам Махмудов — брат троих уже арестованных братьев Махмудовых. Кроме того, «КП» рассказала, что изначально операцию по устранению Политковской возглавлял родной дядя Махмудовых – Лом-Али Гайтукаев. Из-за ареста по делу о другом убийстве он не успел осуществить задуманное, но эстафету перенял Рустам Махмудов, который якобы и стал киллером, убившим Политковскую 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице, где она снимала квартиру.
О том, что заказчиком убийства Анны Политковской является Борис Березовский, следственные органы говорят не впервые. Правда, раньше высокопоставленные силовики лишь намекали на причастность опального олигарха к гибели журналистки.
В октябре 2007 года глава СК РФ Александр Бастрыкин заявил, что следствие не исключает, что заказчик может находиться за границей. «Я бы не хотел сейчас называть конкретные фамилии. Но можем ли мы исключать, что убийство Политковской было в интересах лиц, находящихся за рубежом? Не можем. Значит, это одна из возможных версий расследования», — говорил тогда Бастрыкин. На прямой вопрос, обвиняется ли в организации этого преступления Березовский, глава СК ответа не дал. Еще раньше, в конце августа 2007 года генпрокурор России Юрий Чайка заявил, что заказчиком убийства следствие считает некоего человека, который живет за границей и желает вернуть времена, когда «все решали деньги и олигархи».
Сам Березовский отрицает знакомство с Хож-Ахмедом Нухаевым и считает выводы Довгия проявлением непрофессионализма.
«Начнем с того, что господин Довгий не руководитель главного следственного управления, а бывший руководитель управления. Может быть, есть еще в Кремле силы, которые за меня сражаются и пытаются восстановить мое честное имя… — прокомментировал «Газете.Ru» интервью Довгия Борис Березовский. — Ну, а если серьезно, то вполне понятна эта попытка отвести внимание от истинного заказчика убийства Политковской, который, конечно, сидит в Кремле. Я поражаюсь сотрудникам «Новой газеты», которые проявляют настоящее гражданское мужество, расследуя до конца обстоятельства этого преступления. Последние извести из Москвы показывают, как близко подошли они в расследовании к истинному заказчику убийства Политковской, и теперь заказчику очень неуютно».
Березовский уточнил, что все интервью Довгия не читал, так как ему «неинтересно мнение господина Довгия». «Эти пространные заявления, та мотивация, которую высказывает он, говоря о «выгодах», якобы полученных мной от этого убийства… Заметьте, выгоды Кремля от смерти Политковской значительно больше, и мотивация вполне понятнее, — пояснил он. — А что касается самого господина Довгия, то я все еще поражаюсь его непрофессионализму и безответственности, которая, в целом, относится ко всей правоохранительной системе России. Но это ярчайший представитель этого непрофессионализма, готовый обслуживать кого угодно, в первую очередь тех, кто его нанимал на эту работу».
«Вы говорите о Хож-Ахмеде Нухаеве, — уточнил Березовский. — Вы знаете, я долго вспоминал, мог ли видеть его когда-то. Сложно сказать… Ведь я встречался с тысячами чеченцев, когда возглавлял Совет безопасности. Но что могу сказать точно, за последние восемь лет, которые я провел за пределами России, я с ним, конечно же, контактов никаких не имел».