Причиной катастрофы штурмовика Су-25 ВВС России в Приморье стало попадание в него ракеты, выпущенной ведомым самолетом. Об этом в среду сообщил информагентствам источник в комиссии по расследованию летного происшествия.
Штурмовик Су-25 разбился 20 марта. Катастрофа произошла в 10.33 по местному времени (3.33 мск) в 143 км от Владивостока, над военным полигоном в районе озера Ханка (юго-запад Приморья). Самолет выполнял полет с аэродрома Черниговка, где базируется 187-й гвардейский штурмовой авиаполк. Летчик, управлявший Су-25, 39-летний подполковник Сергей Яковенко с летным стажем почти 18 лет, не успел катапультироваться и погиб.
«Несанкционированный подрыв боеприпаса» с самого начала рассматривался как одна из наиболее вероятных причин гибели самолета. Штурмовики 187-го авиаполка принимали участие в учебных стрельбах на полигоне, и на борту машин было боевое оружие. Однако первоначально предполагалось, что Су-25 подорвался на собственной ракете: в частности, говорилось, что взрыв штурмовика произошел во время пуска неуправляемой ракеты С-8.
Комиссия, расследующая происшествия, пришла к выводу, что Су-25 и вправду был подбит, но ракетой, пущенной с борта ведомого самолета.
«Версия о том, что авиакатастрофа произошла из-за отказа техники, не подтвердилась, — сообщил «Интерфаксу» источник в комиссии. — Установлено, что штурмовик Су-25 был сбит ракетой ведомого самолета».
Помощник главкома ВВС полковник Александр Дробышевский не стал комментировать эту информацию. «Расследование продолжается, официально причину катастрофы может назвать только председатель комиссии по расследованию летного происшествия», — отметил представитель ВВС РФ.
В то же время специалисты считают, что причина, озвученная информагентствами, вполне реальна. Однако случаи, когда ведомый сбивает ведущий самолет, в истории военно-воздушных сил исключительны и свидетельствуют в первую очередь о плохой подготовке летчиков, участвующих в стрельбах.
«Скорее всего, речь идет о нарушении правил безопасности при стрельбе по наземным целям», — высказал свое мнение в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» летчик-истребитель первого класса, пожелавший остаться неназванным. Штурмовики Су-25, как правило, выполняют полеты на боевые стрельбы парой — ведущий и ведомый. Ведущий самолет выводит пару на полигон для выполнения стрельбы по наземным целям. «Судя по всему, ведомый самолет не выдержал интервал-дистанцию с ведущим. Ведущий Су-25 не успел выйти из зоны поражения, когда ведомый выпустил ракету. Штурмовик фактически оказался на траектории стрельбы ведомого и попал под огонь», — предположил собеседник «Газеты.Ru».
Выводы о степени виновности летчика, управлявшего ведомым самолетом, и должностных лиц, руководивших стрельбами, еще предстоит сделать специальной военной комиссии. Дело, возбужденное по факту катастрофы, расследуется по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов). Следствие ведет военный следственный отдел по Лесозаводскому гарнизону.
Как сообщил «Газете.Ru» помощник главкома ВВС РФ Александр Дробышевский, запрет на полеты штурмовиков Су-25, введенный главкомом ВВС после катастрофы в Приморье, снят. «Су-25 летают», — отметил Дробышевский.