В четверг в Приморье разбился штурмовик Су-25 Военно-воздушных сил России. Летчик, управлявший машиной, по неизвестным причинам не успел катапультироваться и погиб. Это был 39-летний подполковник Сергей Яковенко с летным стажем почти 18 лет, в 1990 году он окончил Барнаульское высшее военно-авиационное училище, у погибшего остались жена и двое детей.
Катастрофа произошла в 10.33 по местному времени (3.33 мск) в 143 км от Владивостока. По данным информагентств, штурмовик упал на землю в районе поселка Новосельское Спасского района Приморского края. ИТАР-ТАСС в свою очередь уточняет, что инцидент произошел над военным полигоном в районе озера Ханка (юго-запад Приморья). Самолет выполнял полет с аэродрома Черниговка, где базируется 187-й гвардейский штурмовой авиаполк. Начальник службы информации и общественных связей ВВС России Александр Дробышевский не стал уточнять характер полетного задания Су-25, но известно, что на борту самолета был комплект боеприпасов.
«Несанкционированный подрыв боеприпаса» как раз рассматривается в качестве одной из вероятных причин гибели самолета.
Штурмовик Су-25 вооружен встроенной двуствольной 30-мм пушкой с боекомплектом из 250 патронов, но самопроизвольный подрыв боекомплекта пушки практически исключен, и даже если предположить, что он происходит, то к катастрофическим последствиям это не ведет. В то же время на восьми балочных держателях под консолями крыла Су-25 может быть размещена боевая нагрузка весом в четыре тонны. Например, 8 авиабомб по 500 кг или 32 бомбы по 100 кг. Боекомплект Су-25 могут составлять 256 неуправляемых ракет калибром 57 мм, неуправляемые ракеты калибром до 240 мм, управляемые ракеты весом 350 или 650 кг. На самолете могут быть подвешены контейнеры с противотанковыми авиабомбами, баки с напалмом и дополнительные топливные баки. Чем именно из этого перечня был укомплектован Су-25, вылетевший из Черниговки, пока неизвестно.
Источник дальневосточного агентства «Дейта.Ru» сообщает и о другой возможной причине катастрофы: якобы сначала с борта Су-25 поступила информация о возгорании двигателя, затем связь с пилотом прервалась.
«По предварительным данным, в ходе выполнения боевой стрельбы произошел отказ авиационной техники, приведший к катастрофе», — сообщил «Интерфаксу» представитель ВВС РФ Александр Дробышевский.
Сейчас специальная военная комиссия выясняет все обстоятельства случившегося, в том числе и причину гибели летчика. Дело в том, что штурмовик Су-25 имеет бронирование кабины пилота, жизненно важных агрегатов, систем и узлов, поэтому подрыв боеприпаса не мог привести к стремительной гибели машины и летчика. Выяснив степень разрушений самолета, пилот мог катапультироваться. Штурмовик оснащен катапультируемым креслом К36Л, разработанным еще в середине 80-х годов прошлого века НПО «Звезда». За всю его историю было спасено около 600 летчиков — К36Л не дал ни одного сбоя. Почему же на этот раз летчик не успел воспользоваться системой спасения, еще непонятно. Возможно, сделать это ему не позволила малая высота и положение самолета в пространстве. На все вопросы, связанные с катастрофой Су-25, предстоит ответить специалистам. Пока причины происшедшего не выяснены, полеты штурмовиков временно приостановлены приказом главкома ВВС РФ.
По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов). Следствие ведет военный следственный отдел по Лесозаводскому гарнизону. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в военном следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре по Дальневосточному военному округу. На месте событий уже работают представители военной прокуратуры округа и военного следственного управления по ДВО и 11-й армии ВВС и ПВО.