Во вторник стало известно, что пираты освободили буксир «Свицер Корсаков» с четырьмя россиянами на борту за выкуп в $700 тыс. «Мы были проинформированы нашими разведывательными источниками, что деньги были доставлены на другом судне, из какой страны оно пришло, мы не знаем», — сообщил министр рыбного хозяйства и морских ресурсов Пунтланда (самопровозглашенное административное образование на севере Сомали) Ахмед Саид Оу-Нур, передает РИА «Новости». «Мы уверены, что пираты в настоящее время скрываются в Пунтланде, и наши силовые структуры найдут их и привлекут к ответственности», — пообещал министр.
Ледовый буксир, зарегистрированный под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины (независимое государство в Карибском море), следовал по маршруту Санкт-Петербург--Сингапур--Сахалин для работы на шельфовом проекте «Сахалин-2». Он был захвачен пиратами днем 1 февраля в районе Аденского залива. В момент захвата на борту «Свицера Корсакова» находились двое граждан Великобритании (капитан судна и старший механик), а также четверо граждан России (мастер, второй механик и два матроса) — Николай Березовский, Алексей Личкунов, Петр Симочкин, Евгений Комков. Все — жители Сахалинской области. Рядом с буксиром следовало аналогичное судно — «Свицер Буссе». На него и поступил сигнал тревоги о захвате первого буксира. Далее по цепочке были оповещены представители компании «Свицер Сахалин» (оба судна должны были подключиться к проекту «Сахалин-2») и соответствующие российские службы.
Связь с экипажем после нападения пиратов прервалась.
Как именно происходил захват и почему преступники не тронули второе судно — неизвестно. Приборы слежения показали, что пираты изменили курс следования буксира и погнали его на юг, в район экватора — вдоль побережья государства Сомали в район морского порта Могадишо.
Позднее капитану захваченного буксира, зафрахтованного компанией «Сахалин Энерджи», удалось сделать единственный звонок. Капитан, британский подданный, позвонил в центральный офис компании-владельца судна в Копенгагене и за две минуты успел сообщить, что все шесть членов экипажа, включая четырех граждан России, находятся на борту судна и чувствуют себя хорошо.
В этот момент данные спутниковой навигации показали, что буксир находится в Аденском заливе, в районе острова Сокотра. Сначала поступили данные о том, что захваченное судно прибыло в воскресенье в 9.00 мск в порт Могадишо. Но позднее из Владивостокского морского спасательно-координационного центра пришла информация о том, что захваченный пиратами буксир приведен в одну из бухт на побережье Сомали, в районе мыса Гвардафуй.
Пираты бросили якорь, но поначалу никаких требований выдвигать не стали.
Однако вскоре компания-владелец российского буксира «Свицер Корсаков» попросила помощи у некой английской компании, имеющей опыт урегулирования подобных конфликтов. Через посредника владелец выяснял дальнейшую судьбу судна и экипажа.
Как отмечают эксперты, прибрежные воды Сомали являются зоной повышенной активности пиратов.
«Африка, в особенности воды Сомали, — один из самых опасных для судоходства районов в мире. Пиратские нападения происходят здесь чуть ли не ежедневно, просто не каждое из них заканчивается захватом судна и экипажа», — заявил РИА «Новости» президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. По его словам, пираты в этом районе Мирового океана достаточно редко захватывают суда. Чаще всего они проникают на борт и похищают ценные вещи, часть груза или судовую кассу.Осичанский отметил, что морское пиратство остается бичом современного мореплавания. Особенно опасно судоходство у берегов Африки, Юго-Восточной Азии и западного побережья Латинской Америки. «Очень активно пираты действуют в прибрежных водах Индонезии и Малайзии, Малаккском и Сингапурском проливе»,— добавил он.