В понедельник издание «МК» опубликовало выдержки из анонимного письма, которое получил за несколько месяцев до своей смерти убитый в сентябре 2006 года зампред ЦБ Андрей Козлов. Сейчас в Мосгорсуде идет процесс по этому делу. На скамье подсудимых бывшей глава ВИП-банка Алексей Френкель (обвинение его представляет как организатора убийства), предполагаемые посредники и возможные исполнители.
Речь о письме на процессе зашла 6 марта, когда об «анонимке» заявила знакомая Козлова — экономический обозреватель агентства «Прайм-ТАСС» Анна Граник, которой зампред ЦБ показал этот документ за два месяца до своей гибели. По словам свидетельницы обвинения, инкогнито, в частности, сообщал, что «есть группа лиц, которая ни перед чем не остановится, вплоть до физического устранения Козлова».
По ее словам, в письме упоминались ВИП-банк, а также банки «Орион» и «Европроминвест». Согласно тексту письма, которое попало в руки «МК», список там более объемный: КБ «Республиканский», КБ «Инкредбанк», КБ «Химэксимбанк» и многие другие (часть из банков имеют отношение к ранее закрытым «Онэсту», «Нефтяному», Промэксимбанку, Кристалбанку).
Также среди тех, кому был неугоден Козлов, упоминаются «разнокалиберные предприниматели, лица, имеющие статус в министерствах и ведомствах, бывшие генералы-силовики и иные тусовщики с широкими связями». Однако, как сообщал тогда автор анонимного послания, «готовится кампания отнюдь не только указанными людьми, они лишь обеспечивают посильное участие в информационной поддержке. Среди поддерживающих немало ваших коллег по ЦБ РФ (по некоторым сведениям, в их числе есть зампреды ЦБ)».
В числе обеспечивающих в этом деле «серьезную организационно-информационную поддержку», по данным издания, в письме были указаны «члены Совета федерации Магомедов М. Г., бывшие члены СФ Керпельман Е. Л., депутаты Госдумы РФ Лебедев А. Е., Аксаков А. Г., Гималов Р. И., Володин В. В., бывший депутат Васильев М. И. известные политики Немцов, Хакамада».
Аноним утверждал, что цель письма — «не борьба с конкурентами и не желание кого-либо опорочить», он лишь хочет предостеречь Козлова «от масштабной кампании по дискредитации (а возможно, физического уничтожения), заказанной и раскручиваемой представителями теневого бизнеса и их политическими покровителями».
Письмо на судебном процессе так и не зачитали. Вопрос о том, нужно или нет озвучивать весь документ, ставился на обсуждение, однако судья решила вернуться к нему попозже, и до сих пор присяжные не знают полного содержания письма.
Сначала обвинение довольствовалось показаниями Анны Граник и отдельными оглашенными на процессе отрывками из «анонимки». Причем это было сделано как бы ненароком, когда прокурор Гульчехра Ибрагимова знакомила присяжных с протоколом осмотра кабинета Козлова, где и нашли то самое письмо. Конверт был с логотипом международной службы TNT и пометкой «Строго конфиденциально». Отдельные отрывки подтверждали показания, данные журналисткой Граник. Было также процитировано пожелание одного из членов той самой группы заговорщиков, которая могла решиться на «физическое воздействие»: «Если бы Всевышний прибрал Козлова к себе». В письме указывалось, что этих людей лишили лицензии и владельцы не получают прибыль, «они готовы на всё».
Согласно показаниям свидетелей, Козлов не знал, кто написал это письмо, хотя автор намекнул, что они знакомы, и их представлял друг другу «высокопоставленный чиновник, который сейчас находится не у дел». По словам той же Граник, Козлов хотел отдать письмо своему начальнику.
Вызванный в суд на допрос глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев подтвердил, что читал письмо, но они с Козловым решили не обращать на него внимания.
После сегодняшнего обнародования текста письма становится понятным, откуда у прокурора появился неожиданный для всех участников процесса вопрос к Анне Граник: «Кто такой Альтшулер?» Та ответила, что это совладелец ВИП-банка. Автор письма упоминает имя Григория Альтшулера вместе с другим акционером ВИП-банка Олегом Власовым и указывает на связь обоих с банком «Европроминвест». По делу проходит еще один Власов. Бывшего председателя правления РТБ-банка Сергея Власова на прошлой неделе допрашивал Следственный комитет в качестве свидетеля. Связь РТБ-банка с ВИП-банком подтвердил на процессе по убийству Козлова один из свидетелей обвинения – директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симоновской. Он также является членом комитета банковского надзора (КБН), который возглавлял убитый Козлов.
Как заявил Симоновский, ВИП-банк, РТБ-банк и банк «Орион» были «вовлечены в так называемые схемные операции, связанные с уходом от платежей в бюджет и нарушением закона «о противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Тогда на процессе адвокат Френкеля Наталья Кирсанова возразила, заявляя, что вопрос об Альтшулере не имеет отношения к делу. Правоту своей коллеги подтвердил газете «МК» и основной защитник Френкеля Виктор Паршуткин. «Вообще-то, по моему мнению, грубое нарушение — ссылаться при допросе свидетеля на неоглашенные материалы. Ведь присяжные с его содержанием не знакомы, и у них может сложиться превратное мнение о роли подсудимого во всей этой истории», — заявил адвокат.