В Мосгордуму поступил проект законодательной инициативы о внесении поправок к Земельному кодексу. Внесенный мэром Москвы Юрием Лужковым документ одобрен профильными комиссиями Мосгордумы и в ближайшее время будет рассмотрен на заседании городского парламента.
Основные изменения касаются расширения перечня оснований для изъятия у собственников земельных участков. Действующий федеральный Земельный кодекс содержит закрытый перечень таких оснований, обладающих признаком исключительности: изымать землю у собственников можно только ради строительства электростанций, объектов обороны и безопасности, путей сообщения, а также объектов «использования атомной энергии» и «обеспечивающих защиту госграницы РФ».
Принятый в конце прошлого года закон «О землепользовании в городе Москве» позволяет изымать землю для «государственных нужд города Москвы».
К таким нуждам городское законодательство отнесло «реализацию городских целевых программ при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соответствующей программой», а также застройку в соответствии с Генпланом города Москвы, правилами землепользования и застройки в городе Москве. Еще одной «госнуждой» признано «выполнение обязательств города Москвы по соглашениям и договорам города Москвы при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соглашением или договором».
Противоречащая федеральному законодательству норма изъятия участков «для городских нужд» вошла в закон, даже несмотря на то, что была оспорена прокуратурой.
И теперь появилась идея придать весу городскому земельному законодательству, подогнав под него федеральное. Проект поправок к ст. 49 Земельного кодекса добавляет к перечню оснований для изъятия земли необходимость строительства на ней «объектов социальной инфраструктуры, в том числе многоквартирных домов». При этом строительство должно осуществляться за счет бюджетных средств.
По мнению экспертов, предложенные изменения, в случае их принятия, резко ограничат права граждан на получения земли в их дворах и упростят процедуру переселения москвичей в интересах нового строительства. Но представители власти утверждают, что это не так, и документ направлен на увеличение объемов социального жилищного строительства и обеспечение жильем большего числа горожан. Об этом «Газете.Ru» рассказал зампред комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Александр Милявский.
— Александр Борисович, какие цели преследует законодательная инициатива изменений в земельное законодательство?
— Мы ставим задачу удовлетворения нужд москвичей. Документ направлен на увеличение объемов жилищного строительства при дефиците свободных территорий и обеспечение жильем большего числа москвичей. И распространяется он только на московские социальные программы: речь идет исключительно о муниципальном жилье, построенном на бюджетные деньги. У Москвы есть социальные жилищные программы, но под них нужны земельные участки. Что касается коммерческого строительства, то оно в этом контексте даже не рассматривается.
— Зачем понадобилось менять федеральное законодательство, если есть аналогичный городской закон?
— Подобные нормы землепользования определяет только федеральное законодательство. Поэтому поправки вносятся на уровне Российской Федерации. Мы вносим документ в интересах Москвы и москвичей, наша задача решить вопрос с огромной очередью на жилье. А федеральный законодатель уже может пойти двумя путями: принять поправки для городов федерального значения, Москвы и Санкт-Петербурга, или рассмотреть возможность их применения для всех российских городов. Хотя при существующем неравенстве прав городов федерального значения по сравнению с другими субъектами федерации и правовой неопределенности в отношении принадлежности земельных участков, когда любой субъект РФ, имея в собственности строения на территории города федерального значения, может требовать оформления участка в собственность, документ наиболее актуален именно для Москвы и Санкт-Петербурга.
— Не означает ли предложенная инициатива того, что власти Москвы собираются пойти по пути Сочи, в отношении которого недавно был принят специальный закон, позволяющий изымать землю под олимпийскую застройку по упрощенной процедуре?
— Нет, это абсолютно не «сочинский» вариант. Подобные сравнения — спекуляции и незнание законодательства. Уже действующая редакция Земельного кодекса в подпункте «иные случаи» статьи 49 разрешает изъятие земли для социальных задач. Но это касается земли, находящейся в собственности субъекта. Сейчас же, в силу неопределенности собственности на землю, остается очень много участков, к которым город прикоснуться не может.
— Что это за участки?
— Прежде всего, это неэффективно используемые земли промышленных территорий. Сегодня власти города не могут предъявлять никаких требований в отношении этих участков. При этом простаивает огромное число промзон, и неизвестно, чем там занимаются. Поэтому мы считаем, что Москва должна иметь право на коммерческих условиях изымать такие участки.
— Но ведь действие документа распространяется и на земельные участки под существующим жильем.
— Никто не собирается забирать эти участки без крайней на то нужды, речь идет только об исключительных случаях. Например, если участок окажется где-нибудь в центре массовой застройки или комплексной реконструкции. И при этом предлагается исключительно рыночный механизм изъятия — по коммерческой цене с учетом упущенной выгоды. Я повторяю, в Москве не будет никаких «сочинских вариантов».