Следственный комитет при прокуратуре РФ завершил следствие по делу о коррупции в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Обвиняемым чиновникам ФФОМС следователи вменяют несколько десятков эпизодов получения взяток от руководителей фармацевтических компаний, занимавшихся поставками лекарственных средств в рамках государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). По делу о коррупции, расследование которого началось еще в 2006 году, тогдашнее руководство фонда проходит почти в полном составе: от бывшего гендиректора ФФОМС Андрея Таранова и его заместителей до руководителей региональных отделений, пишет газета «Коммерсантъ».
Однако обвиняемый в даче взяток всего один — гендиректор ЗАО «Центр внедрения «Протек» Виталий Смердов.
Смердова обвиняют в даче взяток бывшему замдиректора ФФОМС Наталье Климовой на сумму $50 тыс. По ч. 1 ст. 291 УК РФ ему грозит до трех лет лишения свободы. Остальные взяткодатели, в том числе главы крупных фармацевтических компаний, активно сотрудничали со следствием и в итоге из обвиняемых превратились в свидетелей обвинения. Как стало известно «Коммерсанту», следователи оформили им так называемые заявления о готовящихся преступлениях, в которых будущие свидетели подробно рассказали, когда, где и как передавали деньги в ФФОМС и его региональные структуры. Единственный обвиняемый в даче взяток Виталий Смердов находится в СИЗО, несмотря на требования адвокатов изменить ему меру пресечения.
Защита настаивает, что инкриминируемое Смердову преступление – средней тяжести, а значит, нет оснований для его ареста на этапе предварительного следствия.
Между тем арест предпринимателя негативно сказался на его компании. Самого Смердова освободили от должности гендиректора и назначили вице-президентом по стратегическому развитию, а доля «Протека» в сделках ДЛО сократилась в денежном выражении почти в два раза: с 25% в 2006 году до 14,3% в 2007. В минувшем году компанию чуть было не национализировали: Минздравсоцразвития в конце прошлого года разработало концепцию национального дистрибутора, которому должны быть переданы все поставки в рамках ДЛО. Спасти от национализации компанию может то, что ее собрался покупать немецкий фармацевтический холдинг Celesio AG. Несмотря на то что срок переговоров «Протека» с немецкой компанией истек, источники, близкие к сделке, говорят, что покупка еще возможна.
Вместе с предпринимателем Смердовым на скамье подсудимых окажутся руководители ФФОМС и его отделений, в том числе бывший глава фонда Андрей Таранов и его заместители Наталья Климова, Дмитрий Шиляев, Дмитрий Усенко и Юрий Яковлев.
Бывшим чиновникам фонда предъявлены обвинения по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), а также ст. 290 и ст. 291 (получение и дача взяток) УК РФ. Все они после возбуждения Генпрокуратурой РФ уголовного дела были уволены приказом тогдашнего министра Михаила Зурабова. Многие обвиняемые чиновники, как и предприниматели, пошли на сотрудничество со следствием, и им была изменена мера пресечения: арест заменили на подписку о невыезде. Не признали своей вины только Таранов, Климова и Усенко. Они до сих пор содержатся в СИЗО.
Изначально следствие утверждало, что чиновники получили и распределили между собой несколько десятков миллионов долларов. Как сообщали в Генпрокуратуре России, в ходе расследования уголовного дела «установлены факты получения взяток должностными лицами ФФОМС от руководителей территориальных фондов ОМС и представителей фармацевтических и иных коммерческих предприятий, участвующих в поставках медикаментов и медицинского оборудования». Речь шла о реализации госпрограммы о дополнительном лекарственном обеспечении в 2006 и 2007 годах. По данным следствия, Фонд нарушил закон при организации конкурса на поставки лекарств на 2007 год между фармкомпаниями и закупал лекарственные средства по заведомо завышенной цене, из-за чего 30 млрд рублей, выделенные на эти цели в 2006 году, были израсходованы уже за полгода.
Однако в ходе следствия размер взяток, якобы полученных чиновниками, сократился. Так, бывшему гендиректору ФФОМС Таранову вместо 55 случаев получения взяток инкриминируются три эпизода на сумму 187 тыс. 50 рублей. То же самое произошло и с обвинениями в адрес других чиновников.
Несмотря на то что следствие завершилось, ожидается, что суд по самому громкому делу о коррупции за последние годы начнется не раньше июня. За это время каждому обвиняемому нужно будет изучить 89 томов уголовного дела.