В понедельник городской суд Санкт-Петербурга на процессе по делу о покушении на губернатора Валентину Матвиенко выслушал показания одного из обвиняемых — компьютерщика Равиля Муратова. Показания Равиля Муратова, данные в суде, отличались от показаний, которые он сделал во время следствия.
«Муратов признал свою вину, — заявил «Газете.Ru» адвокат Владислав Лапинский. — Но заявил, что и не думал о покушении на Матвиенко».
«Он рассказал, что действительно существовал план действий созданного джамаата, отпечатанный на его компьютере, — пояснил адвокат. — Однако в нем ни слова не было о покушении на кого-либо, распределении ролей, о гранатах и винтовках. План в таком виде он увидел, когда ему предъявили бумагу следователи. Он вспомнил, что когда печатал план, уходил в магазин, а за компьютером в это время оставался Муслим Эльмурзаев. Возможно, он и внес исправления».
Муратов рассказал, что Муслим Эльмурзаев действительно говорил о том, что джамаат должен действовать «методами чеченских партизан».
Сам Муратов настаивал на том, чтобы просвещать молодых мусульман. Он полгода учился в Саудовской Аравии в исламском университете и видел себя в роли преподавателя. Подсудимый знал, что Эльмурзаев связан с чеченскими боевиками, но продолжал с ним общаться, «находясь в финансовой зависимости»: Муратов заявил, что в то время он не работал и ему было не на что содержать жену. В мае прошлого года Эльмурзаев уехал в Чечню и прислал оттуда передачу с человеком по имени Анзор.
Муратов утверждает, что в посылке должно было находиться армейское снаряжение, но в сумке оказались боеприпасы, с которыми Муратова и задержали.
По словам Лапинского, адвокатов смутил тот факт, что показания Муратова, которые он давал на допросах в разные дни — сначала 23-го, а затем 24 мая — абсолютно одинаковы. «Они просто скалькированы, вплоть до запятой, — подчеркнул защитник. — Мы обратили на это внимание суда, но пока никаких действий не последовало».
Допрос Равиля Муратова продолжится в среду 20 февраля.
Напомним, на скамье подсудимых трое молодых людей из татарско-русских семей — инженер Тимур Саидгареев, компьютерщик Равиль Муратов и учащийся ПТУ Владислав Баранов. Им от 20 до 30 лет. Сотрудники петербургского УФСБ арестовали их в мае прошлого года. Все трое обвиняются в подготовке покушения на Валентину Матвиенко. Пока вину полностью признал только Равиль Муратов.
По версии следствия, несколько лет назад подсудимые приняли ислам и исламские имена Абдаллах (Тимур Саидгареев), Рамзан (Владислав Баранов) и Али (Равиль Муратов) и прониклись идеями ваххабизма. Некий Муслим Эльмурзаев снял для них квартиру на проспекте Культуры. Здесь подсудимые создали «петербургский джамаат» и выбрали «эмира» — Равиля Муратова.
Заговорщики, по данным следователей, решили действовать «методами чеченских партизан».
Как говорят следователи, исламисты запланировали убийство губернатора Петербурга. Муслим, как сказано в материалах дела, пообещал наладить связь с Чечней и достать боеприпасы.
Преступлению пытался помешать приглашенный в «джамаат» Фарид (Федор Товпенец): он уговаривал не убивать Матвиенко, а обратиться в СМИ и рассказать людям о притеснениях мусульман. Однако заговорщики его не послушались. Фарид ушел из «джамаата». Муратов на своем компьютере поминутно расписал план теракта.
Губернатор должна была приехать на Сабантуй, поздравить празднующих татар — и взлететь на воздух.
В мае прошлого года у цирка на Фонтанке некто Анзор передал Саидгарееву и Муратову гранату Ф-1, два запала и гексоген. После чего террористов арестовали чекисты, установившие скрытые видеокамеры на явочной квартире. Странным образом Анзор исчез. Вслед за ним пропал и Муслим. Саидгареев, Баранов и Муратов оказались на скамье подсудимых. Товпенец выступает на процессе в роли свидетеля со стороны обвинения. Дело слушает коллегия присяжных.
Еще одно дело, связанное с Матвиенко и экстремизмом, рассматривалось в понедельник в суде.
Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга признал экстремистскими размещенные в интернете угрозы в адрес губернатора.
Как сообщает прокуратура Санкт-Петербурга, 39-летний Александр Втулкин разместил на странице информационно-политического портала Zaks.Ru и на сайте «Фонтанка.Ru» сообщение, содержащее «угрозу убийства Матвиенко». В феврале 2006 года Втулкин был приговорен к полутора годам колонии-поселения за возбуждение ненависти и вражды. В декабре прокурор Санкт-Петербурга направил в суд исковое заявление о признании размещенных информационных материалов экстремистскими.