Бывший вице-президент компании ЮКОС Василий Алексанян содержится в городской клинической больнице № 60 на шоссе Энтузиастов. Там обвиняемого в хищении акций и имущества «Томскнефти» на сумму более 12 млрд адвоката лечат от рака лимфосистемы. В гематологическом отделении этой клиники предусмотрено всего пять коек дневного стационара. Главный врач больницы Александр Лукашев условия содержания пациента разглашать отказался, сославшись на врачебную тайну. «Пусть вам про него адвокаты все рассказывают», — предложил корреспонденту «Газеты.Ru» Лукашев.
Как рассказала «Газете.Ru» адвокат обвиняемого Елена Львова, в палате бывшего вице-президента ЮКОСа зарешечены окна, круглосуточно дежурят сотрудники ФСИН, и без перерыва работает камера видеонаблюдения.
«Он постоянно на виду. К тому же, с его слов, он прикован к дуге кровати цепочкой», — рассказала защитник. У дверей палаты также дежурит охрана – Алексанян до сих пор находится под арестом. «Зачем такие методы применяются к человеку, который сам уже практически не встает с постели, непонятно. У него уже начался курс химиотерапии, он постоянно под капельницей, уколы все время, лекарства тяжелые... Цепочка-то зачем?» — недоумевает Львова.
В минувшую субботу Алексанян написал жалобу на имя начальника следственный тюрьмы «Матросская Тишина» Фикрета Тагиева, в которой описал условия своего содержания в палате и потребовал облегчения режима. Об этом сообщил второй адвокат подсудимого, Геворг Дангян, которому 16 февраля удалось первый раз с момента госпитализации встретиться со своим подзащитным. Напомним, что Алексаняна перевели из инфекционной больницы СИЗО в гражданскую клинику 8 февраля. Его конвоировали в стационар в условиях особой секретности, не сообщив адрес больницы ни адвокатам, ни родственникам.
Чтобы подтвердить достоверность выстраданного решения, сотрудники службы по надзору за исполнением наказаний разместили на сайте ведомства фотографии палаты, в которой Алексаняна предполагается лечить от агрессивной Т-клеточной лимфомы.
Судя по снимкам, Алексанян лежит в двухместной стандартной палате-пенале.
Кто и как именно принимал решение о госпитализации, до сих пор не ясно. Во ФСИН заявили, что решение принимали сотрудники департамента здравоохранения Москвы. Там в свою очередь сказали, что не располагают какими-либо данными об Алексаняне. Медики СИЗО «Матросская Тишина» с адвокатами бывшего сотрудника ЮКОСа не совещались, администрация следственной тюрьмы документы о его переводе подписала без присутствия защиты, после чего Алексаняна увезли в неизвестном для адвокатов и родственников направлении.
«При выборе стационара с нами, разумеется, не совещались. Если бы мы дали какие-то рекомендации, то его бы нарочно туда не увезли», – пояснила «Газете.Ru» адвокат Елена Львова. Предполагалось, что Алексаняна госпитализируют в Онкологический научный центр имени Н. Н. Блохина РАМН на Каширском шоссе или гематологический центр при городской клинической больнице имени С. П. Боткина — это две ведущие московские клиники по лечению раковых заболеваний.
До минувшей субботы адвокатам не удавалось добиться встречи со своим подзащитным.
«Нас к нему не пускают. Никаких медицинских противопоказаний к этому нет, но все упирается в позицию стражи. Конвоиры объясняют это тем, что без разрешения начальника СИЗО «Матросская Тишина» Фикрета Тагиева они адвокатов пускать не будут. Мы едем к Тагиеву. Тагиев говорит: «Пишите заявление». Мы пишем заявление разрешить нам свидание. Но нас опять не допускают», — объясняла Львова. При этом Тагиев, по ее словам, предоставил защите справку главного врача СИЗО о нецелесообразности проведения с Алексаняном судебно-следственных действий. «Это никак не относится к его свиданиям с адвокатами», — сказала Львова.
По мнению адвоката, исполнительные органы препятствуют встрече Алексаняна с защитниками, поскольку «боятся, что он расскажет, что все обстоит не так, как это представляется на данный момент».
ФСИН в ответ заявила, что вопрос о возможности визитов находится в компетенции врачей. «Поскольку Алексанян проходит лечение, необходимость встречи с больным определяется врачами, — заявили в пресс-службе ФСИН. – Если врачи примут решение о необходимости такой встречи, то заинтересованные в ней лица могут обратиться за разрешением во ФСИН. Мы не можем давать указания медикам. Наша задача лишь осуществлять охрану Алексаняна».
В гражданской клинике Алексанян находится под круглосуточной охраной, уточнили «Газете.Ru» во ФСИН. 6 февраля Симоновский районный суд Москвы отказался изменить обвиняемому меру пресечения. Это значит, что в специализированном стационаре Алексаняна смогут видеть только адвокаты и прокурор. Ни родителей, ни братьев, ни пятилетнего сына, ни тем более журналистов к нему не пустят.
Приехавшего в Симоновский суд за разрешением на визит 70-летнего Георгия Алексаняна, отца подсудимого, председательствующая судья Ольга Неделина также направила к Тагиеву. Но попасть к начальнику СИЗО ему так и не удалось, сообщила «Газете.Ru» Львова.
«Сейчас его мать и отец вообще сильно заболели, лежат, и сил хлопотать о посещениях у них пока нет. Ведь на каждый визит надо получать новое разрешение, то есть всегда начинать с обращения СИЗО», — пояснила адвокат.
Для комплексной терапии Алексаняну потребуется минимум пять месяцев. Чтобы остановить агрессивную лимфому, нужен сложный курс полихимиотерапии, а для предотвращения перехода ВИЧ-инфекции в последнюю, пятую стадию Алексаняну одновременно назначат антиретровирусную терапию (ВААРТ). По словам самого подсудимого, заведующий МГЦ СПИД до сих пор еще не назвал ему конкретные медицинские препараты, потому что комплексное лечение СПИДа и рака крайне проблемно.
Напомним, что ВИЧ-инфекция Алексаняна из стадии 4А уже перешла в стадию 4В, при которой в организме развиваются тяжелые, угрожающие жизни вторичные заболевания и поражается центральная нервная система. Как правило, при получении должного лечения стадия 4В преимущественно проявляется через 10–12 лет с момента заражения, но полтора года в СИЗО без получения антиретровирусной терапии ускорили течение болезни Алексаняна. Следующая, так называемая терминальная стадия – последняя. При ней не действует даже адекватно проводимое лечение, и больной умирает в течение нескольких месяцев.
Адвокаты Алексаняна уже давно добивались его перевода в специализированную больницу, ссылаясь на то, что их подзащитный тяжело болен и почти ослеп. Адвокаты также указывали, что Европейский суд по правам человека трижды направлял России указания о необходимости поместить Алексаняна в специализированную клинику, однако эти решения не исполнялись. Сам Алексанян заявлял, что следователи, ведущие его дело, предлагали ему в обмен на свободу оговорить главных фигурантов «дела ЮКОСа» – Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Бывший глава ЮКОСа Ходорковский объявлял голодовку в знак поддержки Алексаняна.