Депутаты петербургского законодательного собрания хотят ужесточить наказание для педофилов и насильников. В среду они приняли в первом чтении законопроект, инициирующий внесение поправок в Уголовный кодекс РФ.
Если с их инициативой согласятся в Госдуме, педофилов будут сажать на 25 лет или пожизненно.
Кроме того, насильники лишатся права на условно-досрочное освобождение — парламентарии проанализировали статистику и выяснили, что в местах лишения свободы педофилы примерно себя ведут, хорошо работают и в итоге — выходят раньше срока. Но, едва выйдя на свободу, принимаются за старое.
На заседании петербургского парламента присутствовали матери детей, погибших от рук насильника — Лариса Бойко и Наталья Погодина. (В убийстве обвиняется украинец Дмитрий Вороненко, слушания по этому делу сейчас идут в горсуде.) Они одобрили законодательную инициативу депутатов в целом, но продолжают настаивать на смертной казни для насильников. Письма с таким требованием они уже направили в Генпрокуратуру и администрацию президента.
Депутат Олег Нилов, один из авторов законопроекта, сообщил, что в документ, возможно, попадут и другие поправки. Так, ко второму чтению парламентарии хотят обсудить возможность не пускать в Россию иностранцев, судимых на родине за преступления на сексуальной почве.
Некоторые петербуржцы предлагали внести в проект кастрацию или лоботомию педофилов. Однако к этой идее в заксобрании отнеслись скептически.
Нилов уверен, что законопроект окажется в Госдуме уже в марте.
В прошлом году, по данным городской прокуратуры, в Петербурге подверглись сексуальному насилию около 40 несовершеннолетних, двое из них погибли. На 1 января 2008 года числятся в розыске 165 подростков, 62 — в федеральном розыске. Учитывая 2 тысячи беспризорников, стоящих на учете, неизвестно, сколько преступлений осталось в тени.
В правоохранительных органах считают необходимым вернуться к советской системе профилактики преступлений против детей.
«ОБЖ вводится в школах с 6-го класса. Это поздно, — считает начальник отдела по надзору за несовершеннолетними петербургской прокуратуры Ольга Качанова. – Надо рассказывать детям об опасности в начальных классах. Давным-давно разработаны памятки «Как не стать жертвой преступника». Там же все написано. Какие бы посулы ни делал неизвестный, что бы ни предлагал — зайчиков, белочек — ребенок должен знать, что уходить с незнакомым взрослым нельзя. Педагоги должны после уроков напоминать ученикам о потенциальной угрозе. И родители… Коль уж родили, так думайте, где находится ваш ребенок, можно ли его отпускать одного!»
«Две трети насильников – это лица славянской национальности, — говорит Светлана Филиппова, замначальника ОРЧ № 5 по линии угрозыска ГУВД Петербурга. — Это люди, которые ходят среди нас, ничем не отличаются, выделить их из толпы невозможно».
По словам Филипповой, 15% детей, которые уходят из дома сами — из благополучных семей. Причиной ухода становятся ссоры с родителями, боязнь наказания. Иногда странную позицию занимают школы — как в случае с пропавшими в Тосно мальчиками, Максимом Линьковым и Сашей Прониным. «Я встречалась с мамой Саши Пронина, — рассказала Филиппова. — Про нее в прессе писали всякие слухи, что она алкоголичка, хочет покончить с собой… Это все неправда. У Елены Прониной двое детей. Саша и еще полугодовалая девочка. Когда родился второй ребенок, Елена пошла в школу и попросила взять Сашу в группу продленного дня. Но ей сказали — вы все равно сидите дома, не работаете, и отказали. Спустя некоторое время она вновь обратилась к педагогам с той же просьбой. Ей заявили, что мест в группе продленки нет. Вот, пожалуйста, школа! А вот если бы ребенок ходил на продленку, случилось бы с ним что-то или нет?»
«Дети должны твердо усвоить четыре «не», — говорит Клавдия Карловская, представитель управления ГУВД по работе с несовершеннолетними. – Не разговаривать с незнакомыми, не пускать их в квартиру, не садиться в чужой автомобиль и не заходить в лифт с посторонними взрослыми. Если хотя бы раз в день педагоги и родители будут напоминать об этом детям, преступлений станет значительно меньше».
Помочь защитить детей пытаются и коммерсанты. Один из петербургских холдингов предлагает новую услугу – персональный мониторинг. Услуга основана на GPS-навигации.
Ребенку вручают специальный прибор – трекер — размером с мобильник, который передает данные в мониторинговый центр. Это позволяет родителям в любой момент узнать, где находится их чадо, с точностью до 7 метров. Для этого надо зайти на специальный сайт в интернете или отправить sms-запрос с мобильного. Трекер можно использовать как сотовый телефон, в нем есть клавиша «Опасность». Если на нее нажать, сигнал поступит на заранее заданный номер оперативной службы.
При всем этом список преступлений против детей в Петербурге и Ленинградской области пополняется чуть ли не еженедельно.
Во вторник сотрудники угрозыска обнаружили тело 10-летней Наташи Рубцовой в городке Пикалево Ленобласти. На прошлой неделе она вышла из дома погулять и пропала. Полностью обнаженное тело девочки обнаружили за зданием бассейна «Дельфин». По всей видимости, ребенка задушили.
Уже две недели ищут первоклассников Максима Линькова и Сашу Пронина, пропавших в райцентре Тосно Ленинградской области. «Максим пропал в пятницу, 1 февраля, — рассказал «Газете.Ru» отец мальчика Владислав Линьков. – Он пришел из школы и где-то в полтретьего отправился погулять со своим другом – Сашей Прониным. До сих пор оба не вернулись домой».
В судах Петербурга рассматриваются громкие дела, связанные с сексуальным насилием в отношении подростков. Дмитрий Вороненко обвиняется в изнасиловании четырех несовершеннолетних девочек, Алексей Бадыгов – в изнасиловании трех учеников младших классов. Скоро следователи передадут в суд и нашумевшее дело боксера Александра Кузнецова. Он утверждает, что убил педофила — узбекского студента Бахтиноя Хайриллаева, — пытавшегося изнасиловать его малолетнего сына.