О том, какими именно неприятностями обернется для должников вступающий в силу с 1 февраля 2008 года новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве», в среду рассказал директор службы Николай Винниченко.
По словам чиновника, согласно новому закону, приставы смогут инициировать уголовное преследование неплательщиков алиментов или банковских должников. С 1 февраля судебные приставы-дознаватели будут сами расследовать дела по такими составам преступлений, как злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ) и злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ). До сих пор все эти статьи находились в подследственности органов внутренних дел.
Кроме того, судебным приставам облегчили проникновение в жилые помещения по решению суда: теперь согласие собственников на это не нужно.
По словам Винниченко, приставы смогут войти в квартиру, чтобы «провести исполнительские действия», а именно — описать имущество, передает «Интерфакс». Чтобы сделать это, необходимо наличие судебного решения, санкции руководителя подразделения ФССП и двух понятых. Предполагается, что приставы могут обойтись даже без участкового. Как именно приставы будут взламывать двери, главный судебный пристав не пояснил, но отметил, что теперь его сотрудникам не придется часами, а иногда днями караулить должников под дверьми их квартир. Описать и арестовать приставы могут все имущество, кроме предметов первой необходимости и личных вещей, к которым не относятся драгоценности и предметы роскоши.
Нарушения Конституции, гарантирующей неприкосновенность жилища, правозащитники в данном случае не усматривают: говорить об этом можно, если речь идет о проникновении в чужую квартиру без решения суда или специально выданного ордера.
Между тем еще одним из рычагов воздействия на неплательщиков, напомнил Винниченко, с недавних пор стало ограничение выезда за рубеж. По его словам, сотрудники службы вынесли в 2007 году около 12 тыс. постановлений о невыезде, передает РИА «Новости».
Теперь список невыездных пополнится неплательщиками алиментов и недобросовестными заемщиками кредитов (раньше в нем фигурировали должники по всевозможным штрафам и квартплате).
Ограничение свободы передвижения должников стало законным уже давно. Оно было зафиксировано в статье 15 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» еще 10 лет назад, но официальное соглашение на этот счет приставы и пограничники подписали лишь осенью 2006 года. «Черные списки» составляются следующим образом: судебный пристав выносит постановление и направляет в Пограничную службу ФСБ России — и фамилия гражданина тут же попадает в базы данных пограничников. С этого момента ни пересечь границу, ни получить загранпаспорт не рассчитавшийся с долгами россиянин не сможет. Впрочем, злоупотреблять столь действенной мерой служба судебных приставов не собирается. «Ограничения накладываются только в исключительных случаях и только в отношении злостных неплательщиков, так как это крайняя мера и у сотрудников службы есть другие рычаги воздействия на должников», — отметил Винниченко.
Перечень уклонистов составлен для служебного пользования, и в свободном доступе его не публикуют. Дело в том, что публикацию данных о людях, имеющих задолженности, можно расценить как нарушение закона «О личной тайне» и статьи 24 Конституции. А гражданин, обнаруживший себя в таком списке, может смело подавать на ССП иск о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда.
Но, как предупреждают юристы, неприятные сюрпризы на границе все-таки возможны.
«Человек может и не знать, что он попал в список. Представьте ситуацию: гражданин надолго уехал из города, не выплачивал коммунальные платежи, дэз подал в суд, который вынес заочное решение, ну и дальше все пошло по традиционному сценарию. В итоге гражданин оказался в базе у пограничников, о чем, в принципе, мог и не предполагать», — пояснил «Газете.Ru» адвокат Петр Домбровицкий. Вместе с тем адвокат считает, что законопослушным гражданам такая мера ничем не грозит. «Мне не кажется неправильным, если неплательщика алиментов задержат на границе. Получается, что он годами не платит алименты, но в то же время у него нашлись деньги для выезда за рубеж. Пусть тогда выплатит установленную сумму ребенку», — отмечает он.
Вернуть себе свободу передвижения можно лишь при полном погашении задолженности.
В этом случае ограничение на выезд из России будет снято в течение 30 дней, обещают приставы. По истечении этого времени исполнительное производство будет прекращено. Копию документа направят в Федеральную пограничную службу, и фамилию уже бывшего должника из списка вычеркнут. Чтобы процесс шел быстрее, юристы рекомендуют самостоятельно доставить документ пограничникам и ехать отдыхать с копией постановления. Перед отъездом можно также заранее узнать, не фигурируете ли вы в «черном списке». Для этого нужно обратиться в отделение ФССП по месту жительства. Информацию здесь предоставят лишь при наличии паспорта.
Между тем расширение возможностей приставов эксперты оценивают негативно.
По словам председателя межрегиональной общественной организации «Правовая защита» Антона Ежова, прав у приставов и раньше было достаточно, как и жесткости у российского законодательства. «Согласно закону «Об исполнительном производстве», судебный пристав и раньше мог войти вместе с понятыми в любую квартиру и выполнить поручение суда», — отметил он.
По мнению эксперта, проблема скорее в самой службе приставов, чем в несовершенстве закона.
«Дело в плохих кадрах, в том, как люди относятся к своим обязанностям: многие дела просто пускались на самотек. Не секрет к тому же, что работать некоторые сотрудники начинают более рьяно, если сторона-взыскатель заносит денежку», — считает Ежов.
С тем, что расширение полномочий приставов — мера лишняя, согласен и руководитель АОД «За права человека» Лев Пономарев. Их деятельность у нас пока не уравновешена контролем со стороны гражданского общества, заявил правозащитник «Интерфаксу».