В пятницу российская милиция официально подтвердила, что арестованный накануне вечером Останкинским судом по делу о сети «Арбат Престиж» консультант компании «Эвергейт» Сергей Шнайдер и Семен Могилевич — одно лицо. Как заявили «Газете.Ru» в ГУ МВД по Центральному федеральному округу, где расследуется дело о неуплате налогов ООО «Арбат Престиж»: «Сергей Шнайдер, также известный как Семен Могилевич, проходит в качестве второго фигуранта по тому же делу, что и гендиректор «Арбат Престижа» Владимир Некрасов», — то есть подозревается по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов юрлицом). Однако от комментариев не тему, что конкретно вменяется Могилевичу и какое отношение он имеет к сети магазинов и ее юридическому владельцу (по некоторым данным, именно Могилевичу де-факто принадлежит «Арбат Престиж»), милиционеры отказываются.
Источник в МВД РФ сообщил «Газете.Ru», что в России Шнайдер-Могилевич в розыск не объявлялся и все следственные действия в отношении него связаны только с текущим делом. «Нам известно, что ФБР объявило его чуть ли не преступником № 1, однако правомерность этих обвинений находится под вопросом», — рассказал источник. В МВД также пояснили, что ранее (в конце 1980-х — начале 1990-х годов) Семен Могилевич подозревался в участии в деятельности солнцевской ОПГ, однако к ответственности он привлечен не был, а через несколько лет после эмиграции с него сняли все обвинения.
В Национальном центральном бюро (НЦБ) Интерпола МВД России «Газете.Ru» заявили, что Семен Могилевич в списке разыскиваемых Интерполом преступников не значился никогда.
«Он был объявлен в розыск как Сергей Шнайдер, однако с 2005 года он уже не числится в списках Интерпола», — сказали в НЦБ, однако, куда он из этих списков делся, пояснить отказались.
При этом Могилевич был объявлен в розыск в США и Великобритании еще в 1990-е. Правоохранительные органы этих стран подозревают его в мошенничестве и отмывании денег «русской мафии».
В последние годы Семен Могилевич спокойно жил в Подмосковье под именем Сергея Шнайдера. «Дон Симеон», как называют его западные спецслужбы, сменил имя в 1999 году, женившись на москвичке Ольге Валерьевне Шнайдер. Ранее он был женат на венгерке Каталин Папп, которая скончалась при загадочных обстоятельствах, затем заключил брак с Натальей Палагнюк. Каждый раз, вступая в брак, Могилевич менял фамилию. Поэтому в какой-то момент в розыске в разных странах он числится под пятнадцатью именами: Могилевич Семен, Моглеритис Семион, Могрилец Семион, Магрилец Сергей, Телеш Семен, Палагнюк Сергей, Палагнюк Семен, Паланюк Семен, Макелвич Шимон, Могилевск Сеймон, Фишерман Лев, Шнайдер Сергей, Телес Симеон, Юдкович Семен, Мангрияц Сергей. По данным иностранных спецслужб, всего у Могилевича более 15 паспортов, в том числе у него есть и официальное российское гражданство.
Таким образом, расследование против него будет вестись как против обычного российского гражданина, а если Великобритания и США потребуют его экстрадиции, то добиться ее они все равно не смогут: по Конституции Россия не выдает своих граждан.
По информации источника «Газеты.Ru», в квартире Сергея Шнайдера на его имя во время обыска по делу ООО «Арбат Престиж» также было обнаружено несколько паспортов разных стран. Сейчас следователи проверяют, какие из них получены легально, а какие поддельные.
Семен Могилевич родился 30 июня 1946 года в Киеве, окончил экономический факультет Львовского университета. В 1970-е был дважды осужден. Первый раз — в 1974 году за махинации с валютой (нарушение правил валютных операций), второй — в 1977 году за мошенничество. Свой первый миллион, по данным украинских СМИ, Могилевич заработал на евреях, которые в 1980-е годы эмигрировали из Киева: он предлагал им посредничество при продаже принадлежащих им ювелирных украшений и произведений искусства, а деньги обещал перевести в Израиль. Обещаниями все и заканчивалось — большинство ценных вещей Могилевич просто присваивал.
В конце 1980-х, незадолго до падения Берлинской стены, советские власти облегчили выезд за границу, и Семен Могилевич не замедлил этим воспользоваться: он эмигрировал в Израиль, где получил гражданство. Как выяснило позже ЦРУ, в сферу интересов Могилевича попали оборонные и ювелирные заводы на территории развалившегося Советского Союза, которые он стал активно скупать.
По данным ЦРУ, занявшись торговлей оружием, он за $20 млн продал Ирану несколько ракет класса «земля — воздух» и 12 БТР.
Ювелиры Могилевича занимались реставрацией предметов антиквариата. Так, полиции удалось раскрыть аферу с яйцами Фаберже, которую Могилевич попытался провернуть через один из своих заводов: заказчику отдали прекрасно сделанную копию, а настоящее яйцо попытались продать через аукцион Sotheby's.
Потом Могилевич уехал в Венгрию и открыл в Будапеште бар под названием «Черно-белый клуб». Но бар был лишь прикрытием — на самом деле в «Черно-белом клубе» действовал публичный дом.
В 1991 году Семен Могилевич основал фирму «Оригон», офис которой находился на островах вблизи Великобритании. Как раз тогда он и попал в поле зрение Скотленд-Ярда: по данным британских правоохранительных органов, эта фирма Могилевича стала первым из его предприятий по отмыванию денег. Одним из партнеров Могилевича по фирме «Оригон» стал муж его любовницы — сотрудник лондонской юридической фирмы «Блейкс», которая переводила «грязные» деньги на счета 20 английских банков.
В 1995 году Лондон положил конец операциям Могилевича, и Дон Симеон перебрался в Северную Америку.
Продолжавшая существование фирма «Оригон» приобрела компанию YBM Magnex International в Филадельфии. Возглавил ее сподвижник Могилевича Яков Богатин, доктор технических наук, специалист по порошковой металлургии, который эмигрировал в США в 1980-е годы и сейчас является американским гражданином. В 1994 году, когда ценные бумаги YBM стали котироваться на канадской фондовой бирже, их стоимость составляла несколько центов за акцию. К началу 1996 года она возросла до 5 канадских долларов за акцию, а еще через два года она превысила 20 канадских долларов.
Согласно годовому отчету фирмы YBM за 1996 год, поступления от продажи нефти возросли с 13600 канадских долларов до 20,4 млн. Крупная аудиторская фирма, проверявшая финансовые отчеты компании Могилевича в 1996 году, не обнаружила никаких нарушений. К такому же выводу пришла другая аудиторская фирма летом 1997 года, получившая задание проверить все отчеты с особой тщательностью ввиду поступивших тревожных сигналов.
Некоторые биржевые аналитики охотно рекомендовали инвесторам покупать акции YBM. В ноябре 1997 года фирма выпустила на рынок дополнительно 3,2 млн акций по 16,5 канадского доллара за штуку. Одна эта операция принесла $53 млн. Однако вся деятельность фирмы оказалась фиктивной. В частности, она никогда не продавала нефть. Мошеннические операции Могилевича стоили американским инвесторам $150 млн.
В 1998–1999 году имя Могилевича фигурировало в связи с еще одним скандалом — вокруг американского Bank of New York.
По данным полиции, через счет Могилевича в этом банке прошло $10 млрд. Власти США и Израиля полагают, что большая часть этих денег, полученных от торговли оружием, контрабанды и проституции, пошла на финансирование транспортировки оружия и наркотиков. Широкой аудитории о махинациях Могилевича стало известно благодаря тому, что к секретным материалам израильской и американской разведок получил доступ известный нью-йоркский журналист Роберт Фридман.
Он написал в газету Village Voice серию разоблачительных материалов о Семене Могилевиче, после публикации которых герой статей попытался организовать заказное убийство Фридмана.
Предотвратить преступление удалась благодаря тому, что ЦРУ перехватило переговоры заказчика с киллером. Однако арестовать Могилевича властям США не удалось.
В 1990-е годы Семен Могилевич занимался разного рода бизнесом (как легальным, так и нелегальным) в 30 странах мира. Помимо вышеперечисленных махинаций СМИ писали о причастности Могилевича к созданию компаний-посредников при поставках газа на Украину Eural TG и Rusukrenergo.
В 1999 году в международный розыск его объявила Великобритания, в 2003-м он попал в список «самых разыскиваемых преступников» ФБР. В США ему грозит тюремное заключение на срок 390 лет.
Въезд в Великобританию Могилевичу запрещен пожизненно, а в Чехии и Словакии, где Дону Симеону принадлежали сети публичных домов, такой запрет действовал до 2007 года.
Экспертов новость об аресте Семена Могилевича в России очень удивила.
«Поверить в это чрезвычайно сложно, учитывая, как долго он жил в России без всяких к нему претензий, несмотря на возмущение Запада», — заявил «Газете.Ru» редактор отдела расследований «Новой газеты» Роман Шлейнов. Эксперт считает, что дело «Арбат Престижа», скорее всего, лишь прикрытие, позволившее правоохранительным органам добиться ареста украинского предпринимателя. Шейнов выдвинул несколько предположений, объясняющих этот внезапный арест.
«Самая политизированная версия: кто-то из групп силовиков, будучи недовольным назначением Дмитрия Медведева в качестве преемника, решил затронуть ту сферу, которая раньше была неприкосновенной, а именно — «Газпром».
Ведь в западной прессе, да и в российской тоже неоднократно говорилось о связи Могилевича (как непосредственно, так и через его адвоката Зеева Гордона) с несколькими проектами «Газпрома» — сначала с «Евротрансгазом», а затем с «Росукрэнерго». Таким образом, арестовав Могилевича, который раньше был в России «неприкасаемым» для правосудия, силовики подложили газпромовцам большую свинью», — пояснил эксперт.
По другой версии, считает Роман Шлейнов, Могилевич мог встать на пути у «неких сил», которые хотят быть посредниками в торговле газом, потеснив «Росукрэнерго».
«И в России, и на Украине существуют силы, которые не против «попосредничать», ведь этот бизнес приносит огромные доходы. Тогда этот арест — попросту устранение конкурентов», — полагает Шлейнов.
«И третья версия, самая банальная: Семен Могилевич просто перестал делиться с нужными людьми, и нашлись те, кто решил его заставить, припугнув арестом. В таком случае дело может просто заглохнуть, когда от него добьются, чего хотят», — считает журналист.