Галерея Михайлова на Литейном, 53 в прошлом году была закрыта. Комитет по управлению городским имуществом давно подбирался к помещению в центре города. После отчаянной борьбы Михайлов лишился-таки арендованного еще при Собчаке пространства. Галерист перевез картины в свои частные квартиры – на улице Гороховой, 64 (Дом Распутина) и на набережной Мойки, 82. Кража произошла в распутинском доме 16 января. Сотрудница Михайлова, охранявшая помещение, отлучилась. Вернувшись же, она обнаружила, что исчезло несколько полотен, написанных в середине 1970-х годов. Среди них работы Евгения Рухина, Юрия Жарких, Анатолия Зверева, Игоря Майорова, Глеба Богомолова, Владимира Овчинникова.
«Дверь не была взломана, ее открыли ключами, — рассказал «Газете.Ru» источник в петербургском ГУВД – Кроме того, в квартире отсутствовала сигнализация». «Пропало восемь картин, – уточнил начальник отдела информации ГУВД Петербурга Вячеслав Степченко. – Преступник проник в квартиру неустановленным способом. Экспертная оценка похищенного пока не проводилась, по нашим данным картины не застрахованы. По факту кражи возбуждено уголовное дело».
Сам Михайлов не досчитался 13 картин. Он утверждает, что стоят они около $20 млн.
Полная инвентаризация еще не проведена – в квартире тысячи полотен. При этом галеристу даже известно, кто мог украсть полотна, хотя имен подозреваемых прессе он не называет.
Это не первое ограбление галереи. Михайлов рассказывал о своей нелегкой судьбе еще в августе 2007 года в эфире «Радио Свобода (организация включена Минюстом в список иноагентов)»: «…Мне были подложены бомбы, две из них взорваны, одна не сработала. Были четыре варианта того, что сейчас называется рейдерством. И, наконец, сколько ограблений было! Все это делалось руками товарищей из бывшей и нынешней госбезопасности». Правда, по данным «Газеты.Ru», в нынешней краже экс-диссидент винит не чекистов, а своих знакомых. Сейчас милиция проверяет их на возможную причастность к ограблению.
О ценности своей коллекции галерист заявлял: «У нас 48 картин тех художников, которые участвовали в двух последних аукционах Sotheby's, и если бы их продали по самым низким ценам, это было бы 4 млн 800 тыс. фунтов стерлингов. Но, повторяю, ни одна картина мною на Sotheby's не была выставлена. Я считаю, что это – достояние России, достояние наших музеев и будет принадлежать только музеям. Я не собираюсь ни вывозить за рубеж это, ни продавать. Просто я умру, и это достанется России».
В Петербурге неоднозначно относятся не только к такой оценке коллекции Михайлова, но и к нему самому. Одни называют его человеком с тяжелым характером, другие – скандалистом, третьи – деятелем, который сохранил для русской культуры ценные полотна.
«Когда слышат о миллионах долларов, которые якобы стоили похищенные картины, все ухмыляются, – сказал «Газете.Ru» на условиях анонимности один из петербургских искусствоведов. – Это мифические цены. Михайлов ведь не является художником, это делец».
За работами художников из галереи Михайлова действительно гоняются коллекционеры и дилеры, добавил Юлий Рыбаков, основатель петербургского арт-центра «Пушкинская, 10», — но не думаю, что речь идет о миллионах. Например, стартовая цена картины Рухина на Sotheby's составляет 30–40 тыс. евро». «Гвоздем коллекции Михайлова являются так называемые приговоренные картины, — пояснил искусствовед Дмитрий Северюхин. – Это полотна нонкорфомистов: Рухина, Овчинникова, Исачева… Действительно, есть очень ценные. Очень жаль, если их похитили. Но озвученная Михайловым стоимость вызывает сомнения. Надо сказать, что кражи периодически случаются во всех галереях. Например, недавно из галереи на Невском, 60 украли статуэтку и картину Валерия Мишина. И это проблема владельцев, которые оставляют ценности без охраны».