В понедельник Мосгорсуд вернул в Генпрокуратуру дело об убийстве журналиста Пола Хлебникова. Официально причиной отправки на доследование суд назвал необходимость обеспечения следствием явки одного из обвиняемых. Речь идет об одном из главных фигурантов дела — уроженце Чечни Казбеке Дукузове, который в настоящее время находится в федеральном розыске, сообщает Прайм-ТАСС.
Суд счел, что гособвинение — то есть Генпрокуратура — не представила доказательств о проведении розыска Дукузова надлежащим образом, а сделать это необходимо.
Главный редактор русской версии журнала Forbes был убит в Москве 9 июля 2004 года. Как установило следствие, убийцы ждали жертву на улице Докукина в Москве у офиса компании ЗАО Axel Springer-Russia, где размещается и редакция русской версии Forbes. Преступники сидели в автомобиле ВАЗ-2115 с поддельными номерами и выстрелили в него из пистолета Макарова не менее 10 раз. От полученных ранений Хлебников скончался.
17 ноября 2004 года в Минске по запросу российских спецслужб были задержаны уроженцы Чечни Муса Вахаев и Казбек Дукузов. Они были переданы российской стороне. «Убийство Пола Хлебникова было совершено участниками организованной преступной группы, в состав которой входили жители Чечни Казбек Дукузов, его брат Магомед, Муса Вахаев и другие», — говорилось в тогдашнем сообщении Генпрокуратуры России. Как утверждало следствие, группировка была создана в 2002 году в Москве «в целях совершения вымогательств и убийств по найму». По данным прокуратуры, члены группы также причастны к убийству бывшего зампреда правительства Чечни Яна Сергунина в июне 2004 года в Москве, покушению на убийство предпринимателя Алексея Пичугина, а также разбою и вымогательству.
По версии Генпрокуратуры, убийство Хлебникова было спровоцировано книгой «Разговор с варваром», написанной на основе интервью журналиста с бывшим чеченским полевым командиром Хож-Ахмед Нухаевым, который при Джохаре Дудаеве был вице-премьером Чечни: после выхода этой книги с общаться с Нухаевым отказались многие политики, хотя раньше он встречался даже с Маргарет Тэтчер.
В свою очередь, бывший издатель русской версии Forbes Леонид Бершидский заявил, что «версия про чеченцев была удобной, но слишком уж простой». Родственники Хлебникова также со скепсисом отнеслись к «чеченской версии» следствия. Их собственная версия: Хлебников стал жертвой мести со стороны неких обиженных на журналиста бизнесменов. Дело в том, что в одном из номеров был опубликован список 100 богатейших бизнесменов России, что, по мнению экспертов, могло послужить причиной убийства главного редактора. Эту же версию преступления тогда предложил и Борис Березовский.
Однако следствие твердо придерживалось «чеченского следа». Хож-Ахмед Нухаев и еще два чеченца были объявлены в розыск. А тех, кого удалось физически посадить на скамью подсудимых в итоге стало трое: кроме Дукузова и Вахаева, фигурантом дела стал московский нотариус Фаиль Садретдинов: его обвинили в пособничестве предполагаемым убийцам.
Правда, доказать их вину в суде, и таким образом закрыть дело об убийстве Хлебникова, так и не удалось: на первом процессе в мае 2006 года по решению суда присяжных все трое были признаны невиновными.
Верховный суд не согласился с решением жюри и суда и в ноябре 2006 года отменил его, отправив дело на новое рассмотрение другим составом суда. Однако новый процесс по громкому делу тоже не заладился: исчез один из подсудимых.
Если Садретдинов был в полном распоряжении следствия — на следующий день после оправдательного приговора его арестовали по другому делу, а позже он был осужден за квартирное мошенничество на девять лет — то двое других оправданных после первого процесса остались на свободе. Сначала и Дукузов, и Вахаев заявляли, что намерены участвовать в судебном разбирательстве и не собираются скрываться от следствия.
Но на повторный процесс они так и не явились.
Адвокаты Казбека Дукузова и Мусы Вахаева сообщили, что их подзащитные не пришли в суд по уважительной причине. «Вахаев находится по месту своей постоянной регистрации в Москве, он не смог прийти на суд в связи с болезнью, справку о болезни на следующее заседание принесет его адвокат», — сообщал один из участников процесса. Про Казбека Дукузова же было известно, что он находится в Чечне «по семейным обстоятельствам». Но с тех пор он так и не появился ни в суде, ни в прокуратуре, которая его ищет по всей стране.
В итоге с Мусы Вахаева взяли подписку о невыезде, а Дукузов был заочно арестован. Процесс пришлось приостановить, потому что правоохранительные органы занялись поиском подсудимого.
Но результатом розыска Дукузова Мосгорсуд остался недоволен, а потому в понедельник и отказался вести процесс без одного из обвиняемых и выносить приговор заочно, направив дело обратно в Генпрокуратуру.
В пресс-службе Мосгорсуда отказались от комментариев по поводу неудавшейся попытки возобновить процесс по убийству Хлебникова и сослались на то, что процесс закрытый и что они не владеют информацией. В самой Генпрокуратуре также не готовы комментировать сложившуюся ситуацию.
Правда, не исключено, что возвращение дела об убийстве Хлебникова — это продолжение противостояния Генпрокуратуры и де-юре подконтрольного ей Следственного комитета (СК). И судя по всему, это не последний эпизод в схватке ведомств.
В пресс-службе Следственного комитета «Газете.Ru» заявили, что пока заявлений по делу Хлебникова не будет. Однако затем добавили, что «комитет сейчас инициирует возвращение и расследование дел, которые были приостановлены или по ним уже приняты судебные решения».
Что за дела собираются вернуть на доследование, в СК, впрочем, разглашать отказались.
Как считают эксперты, решение о продолжении поиска было явно политическим. «Безусловно, это несколько удивительно, что российские власти после трехлетнего перерыва вновь взялись за дело Хлебникова. Возникает вопрос: почему именно сейчас? Кому это выгодно? — заявил «Газете.Ru» президент Института современной политики Владимир Лысенко. — Думаю, что, в первую очередь, это связано с предстоящими в России президентскими выборами. Россия захотела показать, что «российские чекисты» не просто сидят в Кремле и хлеб жуют. Судя по всему, настал тот момент, когда нужно работать над положительным имиджем страны: мол, мы вот преступников ищем. Кроме этого, возобновление дела может быть связано и с появившимся совсем недавно в прессе прогнозе о возможном покушении на Путина. Может, и по этому поводу в Кремле немного встрепенулись и решили показать, что могут быть чем-то полезны».