Во вторник столичное правительство отправило на переработку схему размещения высотных объектов городской комплексной инвестиционной программы «Новое кольцо Москвы» до 2015 года. На «работу над ошибками», совершенными в течение 10 лет разработки программы, отведено два-три месяца.
Схема размещения небоскребов, по утверждению руководителя Москомархитектуры Александра Кузьмина, была разработана с учетом геологических особенностей земельных участков, транспортной и инженерной инфраструктуры, архитектурно-пространственной организации современной и исторической застройки. И к тому же, как с гордостью сообщил Кузьмин, ни один небоскреб не является точечной застройкой — все они запроектированы в кварталах, подлежащих комплексной реконструкции.
Подбирая места для небоскребов, возведенных несколько лет назад в ранг городских приоритетов, разработчики схемы «выжали» из территории города по максимуму.
И даже при этом, только 11 из подобранных для строительства участков являются благоприятными по своим геоэкологическим показателям. Еще 18 могут быть признаны таковыми при определенной глубине заложения фундаментов, а 21 участок является сложным для освоения геологической среды и требует дорогостоящей инженерной защиты.
«Высотки будут или опасными или «золотыми», — заявил на заседании правительства Москвы зампред комиссии Мосгордумы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Александр Милявский.
Впрочем, как это обычно бывает, проектирование и строительство 10 высоток началось еще до утверждения схемы «Нового кольца Москвы». И среди них, как следует из приложений к документу, 37-этажный жилой комплекс на «потенциально опасном участке по интенсивности развития карстово-суффозионных процессов» в районе Богородское. Подготовлены к вынесению на торги участки и с «сильно сжимаемыми водонасыщенными песчано-глинистыми» породами, и даже с оползнями.
Кроме геологических особенностей Москвы и связанным с этим удорожанием строительства, столичным властям вдруг стали видны и другие проблемы.
Например, отсутствие федеральных технических регламентов высотного строительства и, как следствие этого, невозможность надзора со стороны федеральных органов. Сейчас небоскребы в Москве строятся на основании временных московских городских строительных норм (МГСН), а это всего лишь рекомендательный документ, и все связанные со строительством риски ложатся на правительство Москвы.
Руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Евгений Скляров заявил, что новый проект «в целом еще хуже, чем представленный в 2006 году», и ему непонятно, каким образом будет обеспечиваться необходимая для высотных объектов первая категория надежности по энергобезопасности. А гендиректор заказчика проекта — ОАО «Новое кольцо Москвы» — Валерий Жилов пожаловался на сдерживающее реализацию программы отсутствие сбалансированной программы развития транспортной и инженерной инфраструктуры города.
Признали участники заседания и тот факт, что квартира в небоскребе — это далеко не «доступное жилье».
Среди тех же, кому оно доступно и интересно (по данным соцопросов, приведенных Милявским, это состоятельные люди из регионов, приобретающие в Москве второе-третье жилье), выше 15-го этажа соглашаются жить менее 13% опрошенных сторонников высоток. Предложения главы стройкомплекса Владимира Ресина размещать в высотках социальное жилье особого оптимизма также не вызвало: в этом случае затраты на эксплуатацию, в 2–3 раза превышающие таковые в обычных зданиях, не удастся переложить на собственников квартир и офисов.
Однако приговора, который вынес своему любимому детищу столичный градоначальник, не ожидал никто. «Программа нереальная», — заявил Юрий Лужков.
По словам мэра, он не отказывается от высоток, но эту конкретную программу «надо переосмыслить» и ответить на ряд вопросов. Например, уместно ли размещение зданий с такой антропогенной нагрузкой в местах, где транспортная система и без того крайне перегружена, или нужно ли Москве такое количество офисов. «Когда мы даже на свободное место сажаем такого монстра, все вокруг из-за него обрастает проблемами», — сообщил градоначальник собравшимся.
Между тем эти и многие другие вопросы все 10 лет существования программы задавали городским властям архитекторы и экономисты, убежденные в том, что Москве небоскребы не нужны в принципе. Но столичные власти не слышали критики.
По мнению члена президиума Российской академии естественных наук, автора ряда программ развития рынка московской недвижимости Ирины Рукиной, резкое изменение отношения к высотному строительству связано с изменениями на рынке жилья. «Когда принималось решение о запуске программы, на рынке была одна ситуация, сейчас совершенно другая, — заявил Рукина. — Сейчас пузырь и без того готов лопнуть».
Впрочем, по мнению Рукиной, подход к программе с самого начала был совершенно непродуманным: «основополагающим должен был стать вопрос, кто будет жить в небоскребах и сколько он готов за это заплатить». По ее словам, малообеспеченные горожане не смогут оплачивать эксплутационные затраты на такое жилье, а богатые, имеющие возможность жить в более комфортных условиях, не захотят. Не интересны высотки и бизнесу в качестве офисов — все из-за той же дороговизны.
«Эту программу изменить нельзя ни за два месяца, ни за два года, — заявила Ирина Рукина «Газете.Ru». — Конечно, в нее уже вложены колоссальные средства. Но лучше остановиться сейчас, чем продолжать их гробить дальше».