В пятницу Следственный комитет (СК) Генпрокуратуры России предъявил обвинение заместителю министра финансов России Сергею Сторчаку. Ему инкриминировали ч. 3 ст. 30 УК РФ (покушение на преступление, ... умышленные действия (бездействие), при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам) и ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), сообщили «Газете.Ru» в СК. Обвинение Сторчаку было предъявлено в СИЗО «Лефортово», где он находится с момента ареста — 16 ноября 2007 года.
Замминистра финансов России и двое его предполагаемых сообщников были задержаны 15 ноября. На следующий день по решению Басманного суда Москвы они были арестованы. В рабочих кабинетах, на дачах и квартирах задержанных провели обыск. Тогда официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что Сергей Сторчак, гендиректор ЗАО «Содэксим» Виктор Захаров и президент Межрегионального инвестиционного банка Вадим Волков подозреваются в «покушении на хищение путем мошенничества денежных средств из госбюджета организованной группой в особо крупном размере».
Размер, названный СК, — $43,4 млн. По версии следствия, организованная группа хотела похитить эту сумму из бюджета страны «под предлогом покрытия затрат, понесенных ЗАО «Содэксим».
Впрочем, в самом Минфине считают, что «Содэксим» действительно понес затраты и именно федеральный бюджет должен их возместить — никакого состава преступления в действиях замминистра в министерстве не видят.
Компания Захарова была создана для обеспечения погашения долга Алжира перед СССР, сообщили через несколько дней после ареста Сторчака в финансовом ведомстве. Алжир предложил расплатиться с Россией в том числе и товаром, продавать который, перечисляя вырученные средства в бюджет, и должен был «Содэксим». Но в 90-е годы у России были сложности с пополнением доходной части бюджета. Компания сначала должна была перечислить деньги государству, а уже потом получать товары. В 1996 году $26 млн из «Содэксима» поступили в бюджет, а обещанных товаров из Алжира так и не дождались. В 2006 году между Россией и Алжиром было подписано соглашение о том, что все финансовые претензии юридических лиц, связанные с торговлей между странами в предшествующий период, будут урегулированы правительствами двух стран самостоятельно.
После этого Россия фактически оказалась должна компании «Содэксим», объясняет Минфин. Все это подтверждается документально. Что же касается суммы в $43 млн, то финансисты, по всей видимости, посчитали проценты, набежавшие за 11 лет с 1996 года.
Но у Следственного комитета на этот счет оказалось свое мнение. Уголовное дело было возбуждено по ч. 1 ст. 30 (приготовление к преступлению…, сговор на совершение преступления…, при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам) и ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). Предъявленным в пятницу обвинением (следствие изменило лишь часть 1 статьи 30 на часть 3 той же статьи) СК подтвердил свою позицию. Обвинение было предъявлено всем троим фигурантам уголовного дела.
Как заявил адвокат Сторчака Игорь Пастухов, комментировать ход процесса он не может, у защиты взяли «подписку о неразглашении тайны следствия», передает «Интерфакс». Тем не менее он сообщил, что Сторчак уже дал показания в качестве обвиняемого, отказавшись признать свою вину. «Его действия были в соответствии со служебными обязанностями», — сказал Пастухов. Защита Сергея Сторчака намерена обжаловать предъявленное обвинение.
Министр финансов Алексей Кудрин, в свою очередь, заявил, что собирается лично поручиться за Сторчака, чтобы того выпустили из камеры в «Лефортово».
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минфина, вице-премьер в ближайшее время подаст в Следственный комитет Генпрокуратуры ходатайство об освобождении Сторчака из-под стражи. «Тем самым министр финансов поручится за надлежащее поведение и своевременную явку обвиняемого по вызову следствия», — заявили в пресс-службе.