Власти Украины намерены потребовать от России компенсацию за причиненный ущерб в результате аварии в Керченском проливе. Они считают, что вина за произошедшее лежит на собственниках судов, потерпевших крушение во время шторма. В пятницу соответствующее заявление сделал замминистра иностранных дел Украины Владимир Огрызко, передает «Интерфакс».
«Собственники судна с момента инцидента, приведшего к дальнейшим последствиям, несут ответственность и за последствия, за нанесенные убытки. Мы ждем компенсации за причиненный ущерб со стороны России», — сказал Огрызко.
Заявление замглавы украинского МИДа прозвучало на заседании межгосударственной рабочей группы по ликвидации последствий стихийного бедствия, которое прошло в Керчи в четверг.
С российской стороны это заявление прокомментировал только замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. «Я предвидел такое развитие событий, особенно после истории с попыткой запретить провести спасательную операцию. Российская Федерация готова в этой ситуации выставить встречные претензии. Я думаю, что, если мне была бы поручена эта работа, дело могло бы закончиться выставлением украинской стороне претензий по поводу причиненного ущерба, который мы подсчитаем, экологии Российской Федерации», — цитирует Митволя «Интерфакс».
По мнению замглавы Росприроднадзора, одной из причин крушения и гибели людей стали «действия украинской морской администрации», особенно управления судами Керченского судоходного канала.
Впрочем, на межгосударственном заседании обсуждали не только, кто должен заплатить за случившееся, но и сколько. В первую очередь подсчетом потерь должны заняться специалисты-экологи, считает заместитель министра окружающей среды Украины Святослав Куруленко.
Накануне уже появились данные о предварительном размере материального ущерба. Цифра получилась внушительная — 300 млрд рублей. «Возможный ущерб от катастрофы составит около 304 млрд рублей в текущих ценах», — цитирует РИА «Новости» сообщение Росрыболовства.
Экологи считают, что 300 млрд рублей — это сильно завышенная оценка ущерба. «Цифры, появившиеся в СМИ, — полный бред, который мы даже не хотим комментировать», — заявил «Газете.Ru» представитель международной экологической группы «Экозащита».
Подлинные данные о нанесенном Керченскому проливу и акваториям Азовского и Черного морей ущербе появятся не раньше, чем в следующую среду: результаты экспертиз сообщит российская транспортная прокуратура. Об этом заявил в четверг замглавы Росприроднадзора Олег Митволь.
Тем временем в пятницу появилась информация об обнаружении в Керченском проливе еще одного погибшего.
«Пограничники обнаружили тело мужчины при патрулировании камышовой зоны вдоль косы Чушка», — сообщает пресс-служба Черноморско-Азовского погрануправления береговой охраны ФСБ России.
По некоторым данным, погибший — член экипажа «Нахичевани» Иван Косенков. Таким образом, пропавшими без вести остаются 19 моряков, в том числе четыре члена экипажа российского сухогруза «Нахичевань».
Параллельно со спасательными работами в Керченском проливе ведется сбор разлившего по морской поверхности мазута. По последним данным, площадь разлива нефтепродуктов уже превысила 100 квадратных километров. Об этом РИА «Новости» сообщил представитель компании «СканЭкс», которая ведет космический мониторинг территории Земли.
Ущерб, который это нефтяное пятно нанесло обитателям акватории Керченского пролива, из космоса не виден. Тем временем экологи сообщают, что в некоторых частях прибрежной зоны птиц уже не спасти.
«В районе косы Чушка на 30–40 мертвых птиц приходится одна еще живая, практически не имеющая шансов выжить», — сообщает Союз охраны птиц России.
По данным отделения Союза охраны птиц в Краснодарском крае, погибших птиц даже не считают — их собирают в мешки вместе с мазутом и мусором и увозят на утилизацию. Чтобы изловить и спасти оставшихся пернатых, нужны лодки, которых экологам не предоставляют.
О нехватке необходимой для ликвидации последствий катастрофы техники заявляет и «Гринпис». Как передает РИА «Новости» со ссылкой на координатора по работе волонтеров Егора Тимофеева, убранные с побережья нефтепродукты не на чем вывозить. «Мазут продолжает лежать на берегу, и во многих местах при каждой большой волне вода начинает смывать его обратно в море», — рассказал Тимофеев. Также «Гринпис» жалуется на нежелание МЧС и представителей официальных властей сотрудничать с волонтерами.
«МЧС и власти вообще не координируют работу по спасению или сбору погибших птиц, у всех организованных групп ликвидаторов последствий аварии разнарядка убирать только мазут», — сказал представитель экологической организации.
Осложняет работу ликвидаторов аварии и погода в Керченском проливе. По словам экологов, лежащий на берегу мазут не стекал бы обратно в море, будь в районе бедствия чуть более суровый климат: нефтяная масса размягчается из-за теплой погоды.
В пятницу директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд сообщил, что на море в Керченском проливе бушуют волны, ветер дует со скоростью 7–15 м/с, его порывы местами достигают 20 м/с. Стихия поутихнет только в субботу, но уже в понедельник, 19 ноября, скорость ветра может достигнуть 22 м/с. При таком ветре волны поднимаются до трех метров. Подобная погода сохранится по меньшей мере до среды.