В четверг утром глава Следственного комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин заявил, что у следствия есть все основания полагать, что к ЧП мог иметь отношение один из погибших пассажиров, который «вольно или невольно совершил эти действия». После этого источники в правоохранительных органах уточнили информагентствам, что подозреваемый не являлся студентом.
К этому времени восемь погибших уже были опознаны. Среди них пять студентов — Олег Михайлов 1987 г. р., Илья Зуев 1990 г. р., Мария Полякова 1988 г. р., Ольга Помазкова 1987 г. р., Мария Колеганова 1989 г. р., а также пенсионерка Марина Климина 1939 г. р., юрист мэрии города Ольга Коваленко 1975 г. р. и некий Евгений Вахрушев 1986 г. р.
Из списка жертв под критерии предполагаемого взрывника подходит только один человек — 21-летний безработный Евгений Вахрушев.
Версию о его виновности подтверждает и тот факт, что тело Вахрушева наиболее сильно пострадало от взрыва. По словам оперативников, его труп буквально собирали по частям. Тело Вахрушева полностью разорвало взрывчаткой, целой осталась одна голова. Возможного виновника трагедии опознали последним, а хоронить его будут в закрытом гробу.
Следствие предполагает, что взрыв произошел на высоте 120 см от пола автобуса, что примерно соответствует уровню, на котором находится висящая на плече человека сумка или рюкзак. Если сумка с взрывчаткой в момент взрыва действительно находилась на плече человека, выжить он просто не мог.
Мать погибшего, Надежда Вахрушева, рассказала корреспонденту «Газеты.Ru», что к моменту смерти ее сын действительно нигде не учился. В 2005 году его отчислили из социально-педагогического колледжа, где он получал профессию учителя иностранных языков.
Кроме того, она добавила, что Вахрушев увлекался химией, правда, «происходило это на дилетантском уровне».
Молодой человек сам изготавливал петарды. По словам соседей Вахрушевых, на праздники он часто «устраивал фейерверки». В школе был «хорошистом», но по химии у него была твердая пятерка. «Любительской» же химией он увлекся уже после выпускного бала.
Вахрушева подтвердила, что в ходе обыска их квартиры правоохранители нашли «какие-то удобрения, которые в квартиру принес сын». Напомним, что в четверг утром источники в ГУВД по Самарской области сообщили, что в доме у подозреваемого найдено некое взрывчатое вещество. По некоторым данным, это нитроглицерин, одним из компонентов которого является азотная кислота, используемая также для производства сельхозудобрений.
Кроме того, были обнаружены обрезки алюминиевой проволоки и мелкие металлические предметы, аналогичные тем, которые извлекли из тел пострадавших и погибших при взрыве пассажирского автобуса в Тольятти и на месте взрыва. Бастрыкин же в свою очередь отметил, что судмедэкспертам еще предстоит «выявить те мельчайшие вещества-объекты — это гвозди, шурупы — которые могли остаться в теле погибших», а затем «идентифицировать эти предметы с теми, которые найдены во время обыска у подозреваемого», передает «Интерфакс».
Бастрыкин сравнил тольяттинский взрыв с терактом на Черкизовском рынке. Химический состав тольяттинской взрывчатки, по его словам, похож на тот, что был использован при взрыве на Черкизовском рынке в августе 2006 года. Та бомба также была создана на основе нитроглицерина.
В подготовке того теракта участвовали молодые люди, химики по образованию, которые входили в состав националистической группировки. Однако в тольяттинском случае, по мнению главы СК, националистический аспект не обязателен, хотя и не исключен. Как сообщили «Газете.Ru» одноклассники Вахрушева, с которыми он ранее учился в городской школе МОУ № 26, в последние месяцы он был «неадекватен» — при встрече не здоровался, контактов не поддерживал, общения избегал.
Версия о подготовке теракта подтверждается и неофициальными данными, согласно которым на месте ЧП следователи обнаружили современное устройство, приводящее бомбу в действие. Но что именно привело к трагедии — неосторожное обращение при перевозке взрывоопасных веществ либо осознанное приведение в действие взрывного устройства — еще предстоит выяснить.