В понедельник Нагатинский суд Москвы приговорил майора милиции Елену Волчкову (Болкунову) к 7 годам лишения свободы в колонии строгого режима, ее подчиненных Константина Пухова к 5,5 годам, а Юрия Попова — к 6 годам. Всем им инкриминировалась ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств).
Милиционеры обвинялись в пытках студента Дмитрия Носкова, из которого с помощью наручников, резиновой дубинки и противогаза выбивали признательные показания в ограблении торгового ларька.
Согласно решению суда, осужденные также должны выплатить своей жертве компенсацию морального вреда — 120 тыс. рублей. После отбытия срока наказания Волчкова не сможет работать в правоохранительных органах в течение трех лет, а Пухов и Попов – два года.
Преступление было совершено больше трех лет назад. Ранним утром 21 марта 2004 года в квартиру студента Московского инженерно-физического института Дмитрия Носкова постучались. В «глазок» он увидел на пороге троих милиционеров. Когда хозяин открыл дверь, они без всяких объяснений оттолкнули его, прошли в комнату и начали обыскивать квартиру.
Никаких документов — ни личных, ни санкции на обыск — милиционеры не предъявили.
После незаконного обыска студента Носкова задержали и привезли в ОВД «Царицыно». По данным следствия, в комнате, куда его завели в отделении, находились одетые в гражданскую одежду трое мужчин и одна женщина. И только здесь Дмитрию Носкову сообщили, что его подозревают в ограблении ларька. При этом ни протокола, ни документов об обыске и задержании не составлялось. Женщина, руководившая допросом (как выяснилось позже, это была Елена Волчкова) приказала надеть на студента наручники. После этого мужчины — Пухов и Попов — начали избивать задержанного руками, ногами и милицейской дубинкой. «Женщина требовала от меня, чтобы я выдал своего сообщника… Не получив от меня признания, мужчины положили меня на пол, лицом вниз, заломили мои руки, которые были в наручниках, за спиной, подсунули между ними табурет и сели на него сверху, так чтобы я не смог сопротивляться. Затем на меня надели противогаз и зажали трубку для воздуха, требуя снова от меня признания. В то время, когда я лежал в противогазе, меня били ногами по бедру», — говорит Дмитрий, сообщили «Газете.Ru» в фонде «Общественный вердикт», куда позднее обратился студент.
В отделении милиции Дмитрий Носков провел около шести часов, после чего его отпустили. Позднее врачи обнаружили у него сотрясение мозга, ушибы мягких тканей лица и многочисленные травмы на теле.
По заявлению студента 7 мая 2004 года прокуратура Нагатинского района возбудила уголовное дело по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Сам студент был признан потерпевшим. Но через год дело было приостановлено согласно п.1 ч.1 ст. 208 УК РФ ( неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого) — так как следователь так и не нашел, кого обвинить в пытках Носкова. Но уже тогда были подозреваемые — сотрудники 4-й оперативно-розыскной части ЮАО.
Продолжилась история уже в Симоновской прокуратуре. 18 ноября 2004 года сюда поступили материалы по краже в квартире москвички Ирины Баженовой. Прокуратура этим явно не прокурорским делом занялась потому, что потерпевшая жаловалась на действия милиционеров. По показаниям Баженовой, трое задержанных при попытке кражи сумели скрыться именно благодаря действиям милиционеров. По материалам дела после беседы с задержанными руководитель оперативной группы «без достаточных на то оснований и явно выходя за пределы своих полномочий, в целях ложно понятых интересов службы и желая освободить от уголовной ответственности задержанных, организовала перемещение и сопровождение указанных задержанных мимо дежурной части ОВД района и поста охраны территории ОВД района, имитируя доставление задержанных в помещение службы криминальной милиции УВД ЮАО Москвы, и предоставила им возможность скрыться». 20 июля 2005 года начальник подразделения Елена Волчкова была привлечена в качестве обвиняемой по ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). (Суда по этому эпизоду еще не было — таким образом, Волчковой предстоит еще один процесс).
Вскоре в январе 2007 года Нагатинская прокуратура возобновила дело об избиении Дмитрия Носкова. Было установлено, что избивали и пытали студента по приказу своего начальника сотрудники 4 ОРЧ ЮАО Константин Пухов и Юрий Попов. Третий мужчина, который, по показаниям Носкова, также участвовал в пытках, так и не был установлен.
Все милиционеры заявляли о своей невиновности.
Обвиняемые утверждали, что потерпевший выдумал историю о том, как над ним издевались сотрудники милиции. Якобы в ходе следствия была проведена судебно-медицинская экспертиза Носкова, «которая показала, что у него есть отклонения и он склонен к фантазиям».
Однако суд не поверил в версию защиты – и вынес обвинительный приговор. Теперь адвокаты собираются обжаловать решение суда.
Правозащитники согласны с вердиктом. «Мы считаем, что суд вынес справедливый приговор. Люди, облеченные властью, должны нести более суровую кару, чем обычные граждане за те же преступления, — заявил «Газете.Ru» руководитель отдела по связям с общественностью фонда «Общественный вердикт» Олег Новиков. — Использование служебного положения должно быть отягчающим обстоятельством, чем бы оно ни прикрывалось, к примеру, тем же пресловутым повышением раскрываемости. Дело Носкова выбивается из общей картины подобных дел: подсудимые получили большие сроки, чем это принято в подобных делах. Здесь, я думаю, сказалось и то, что подсудимые не признали свою вину, а также в ходе всего процесса оскорбляли потерпевшего и его представителей. Я думаю, что суд учел и это тоже».