В суде Петербурга начались предварительные слушания дела супругов Ермаковых, основателей ООО «Колыбелька». Их обвиняют по ч. 2 ст. 235 УК РФ (незаконное занятие частной медицинской практикой, повлекшее по неосторожности смерть человека). Алексей и Елена Ермаковы рекламировали и практиковали принятие «водных» родов на дому. Прокуратура и потерпевшие роженицы уверены, что в результате деятельности «Колыбельки» шесть младенцев умерли, еще двое получили родовые травмы. Основателям «Колыбельки» грозит до пяти лет лишения свободы.
Обвиняемая Ермакова пришла в Петроградский районный суд с младенцем на руках.
Это вызвало бурю протестов со стороны потерпевших. Они решили, что так подсудимая пытается разжалобить судью. «Я вот тоже на следующее заседание со своими детьми приду, — негодовала потерпевшая Ольга Гончаренко, чей ребенок получил родовую травму, вследствие чего развился ДЦП. — Неужели трудно ребенка дома оставить? Она ведь сама нас учила, что молоко можно сцеживать, оставлять няне, и чтоб та кормила. Почему теперь своего не оставляет?»
Другие потерпевшие бурно обсуждали деятельность поныне работающей «Колыбельки». «Почему люди находятся под следствием, но продолжают свою работу? — недоумевала Ольга Васильева. — Я знаю, что у них сегодня в центре лекция. Любой может прийти, заплатить деньги и слушать этот бред. Они говорят, что у них только шесть смертельных случаев в «Колыбельке» и что если сравнить смертность с роддомами — это вообще ничто».
Супруги Ермаковы вместе со своим защитником избегали общения с прессой. Адвокат Ольга Зиновьева пояснила это так: «Защита обвиняемых не нуждается в прессе, так как уверена в своей правоте».
Адвокат потерпевших Александр Балло, напротив, охотно отвечал на все вопросы журналистов. «Лицензии на право родовспоможения на дому выдает Росздравнадзор, у Ермаковой ее не было, — заявил он. — Мы уверены в выигрыше дела, если обвиняемые не станут затягивать процесс. Незаконное занятие частной медицинской практикой, повлекшее смерть человека, — это преступление средней тяжести, срок давности по нему — три года. Учитывая, что прокуратура занималась делом полтора года, у нас остается столько же времени, чтобы добиться результата».
Кроме того, потерпевшие подали гражданские иски о возмещении морального вреда и ущерба здоровью. Каждый — на 1,5 миллиона рублей.
Спустя минут десять после начала заседания, судья Елена Зиганьшина решила, что ей необходимо посовещаться. Совещание продлилось около 40 минут. После этого судья вынесла постановление о возвращении дела в городскую прокуратуру. Выяснилось, что обвинитель составил заключение с нарушением требований УПК (перепутал даты преступлений и с опозданием утвердил документы). В течение пяти суток ему предстоит исправить ошибки.
И Зиновьева, и прокурор настаивают на проведении процесса в закрытом режиме, полагая, что журналисты будут мешать. Потерпевшие, напротив, считают, что процесс необходимо предать огласке, поскольку организация Ермаковых продолжает работать. По их мнению, «Колыбелька» по-прежнему пропагандирует роды на дому и враждебное отношение к сотрудникам роддомов. Судья пока не вынес решения. Очередное заседание должно состояться на следующей неделе.
ООО Центр родительской культуры (ЦРК) «Колыбелька» супруги Ермаковы зарегистрировали в Петербурге 8 ноября 1995 года. Организация оказывала информационные услуги родителям, готовящимся к появлению в семье ребенка, консультировала по вопросам, связанным с беременностью и родами. Штат «Колыбельки» составляли 10–15 человек. Сотрудники ЦРК проводили лекции, семинары, обучающие и развивающие занятия с беременными женщинами, родителями и детьми.
Фирмой руководили оба супруга, но Елена Ермакова, будучи врачом со специализацией в области акушерства и гинекологии, являлась ведущим специалистом. Она постоянно контролировала ход беременности женщин, посещавших курсы, осуществляла профилактические осмотры, составляла анкеты беременных.
Первая клиентка «Колыбельки» обратилась в прокуратуру еще в 2001 году. Затем написали заявления еще восемь пострадавших. Прокуратура начала проверку, завершившуюся возбуждением уголовного дела в январе 2006 года. 6 сентября 2007 года дело передали в Петроградский суд.
По данным следствия, на своих лекциях Ермакова пропагандировала полную безопасность домашних родов по методике «в воду». Она утверждала, что можно спокойно рожать дома, без специализированного оборудования. Чтобы убедить будущих мам в превосходстве домашних родов, беременным показывали видеозаписи, сделанные в государственных роддомах. Кадры были натуралистичными. Они ярко демонстрировали некомпетентность персонала.
В горпрокуратуре считают, что такая пропаганда проводилась Ермаковой из корыстных побуждений. Цель — вознаграждение за принятие родов на дому. Чаще всего женщины рожали в небольшом надувном бассейне, который супруги Ермаковы привозили с собой. Большинство родов на дому закончились благополучно, однако в ряде случаев, которые и явились поводом к возбуждению дела, дети при родах погибли либо получили тяжкие увечья.
Эксперты, привлеченные к следствию, сделали вывод, что смерть и травмы детей стали результатом непрофессиональных действий обвиняемых.
«Чаще всего Ермаковы просто переоценивали свои силы, не смогли вовремя диагностировать неблагоприятное течение родов, — рассказали «Газете.Ru» в городской прокуратуре. — В дальнейшем в ряде случаев женщины были госпитализированы в родильные дома, однако время было упущено, и новорожденные погибли. При обысках в «Колыбельке» изъяли видеозаписи родов в домашних условиях, и фотографии, которые доказывали, что здесь занимались регулярной медицинской деятельностью. По закону принимать роды можно только с лицензий, которую выдает Росздравнадзор. Однако каких-либо лицензий у ЦРК не было».