Во вторник комиссия по экологической политике Мосгордумы рассмотрела проект закона «Об охране диких животных в городе Москве». Как пояснила на заседании замруководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Наталья Бринза, под дикими животными в документе понимается вся городская фауна — рыбы, птицы, звери и насекомые. Исключение составляют домашние и синантропные животные (использующие продукты жизнедеятельности человека и находящиеся в условиях, возникших в результате его деятельности).
Согласно законопроекту, «пользование дикими животными» на территории города разрешается исключительно в природоохранных, научных и просветительских целях.
Например, разрешено «проведение массовых мероприятий» с участием диких животных, содержащихся в полувольных или искусственных условиях, «фотографирование и наблюдение за их образом жизни», а также «использование полезных свойств жизнедеятельности без изъятия из среды обитания». Граждане имеют право «осуществлять добровольный экологический мониторинг», а также «проводить мероприятия по охране диких животных и среды их обитания», но, правда, только под присмотром «уполномоченного органа исполнительной власти Москвы».
Власти намерены поставить всех диких тварей на учет и создать их государственный кадастр. Предполагается даже создание специальных центров для выращивания животных в неволе с целью дальнейшего выпуска их на территорию города. Им обещаны центры реабилитации (сейчас имеется лишь одно подобное заведение для больных, беспомощных и конфискованных животных — в подмосковном Чашникове), содержание в полувольных условиях или искусственной среде обитания, а причиняющим им беспокойство гражданам и организациям – солидные штрафы. Нарушителя могут также обязать в полном объеме возместить причиненный вред.
Если на территории Москвы еще остались охотники, то им придется сменить род деятельности – охота на территории столицы будет запрещена. Учтены и случаи причинения дикому животному увечья или гибели домашним питомцем.
Для любителей натравить собаку на мелкого зверька в московском парке предусмотрены штрафы в 2–2,5 тыс. рублей. В Москве хотят установить и свои штрафы за незаконную торговлю представителями дикой фауны. Так, торговля животными из Красной книги Москвы обойдется простому торговцу в 2–2,5 тыс. рублей, должностному лицу – 20 тыс. рублей, юридическому лицу – уже в 200 тыс. рублей. Штрафами таких же размеров карается и уничтожение краснокнижных животных. Законопроект обещает наказывать и тех, кто будет пакостить в местах обитания диких животных. Например, выжигать сухую растительность или хранить опасное для диких животных сырье и отходы производства.
В Мосгордуме самим фактом появления законопроекта довольны. По мнению представителей экспертного совета при комиссии по экологической политике, несколько лет назад было невозможно даже обсуждение такого документа. Однако, как считают эксперты, в нем не учтены наиболее важные проблемы взаимодействия животного мира и человека.
По словам депутата Ивана Новицкого, этот документ должен регулировать и связанные с дикой фауной санитарно-эпидемиологические вопросы. «В случае возникновения опасной эпидемиологической опасности должны быть предусмотрены и вопросы безопасности человека, и вопросы защиты от истребления здоровых животных», — считает депутат.
По мнению представителя Института проблем экологии и эволюции им. Северцева Людмилы Волковой, должен быть сделан упор на защиту среды обитания животных. По ее словам, даже сжигание растительности менее травматично для фауны, чем используемые в Москве методы ухода за зелеными насаждениями, делающие невозможным обитание в них насекомых и птиц. А председатель «Московского экологического форума» Геннадий Алексеев считает, что в проекте не хватает главы, посвященной «главному браконьеру Москвы» — стройкомплексу. «Никто так не вмешивается в природную среду, как стройкомплекс, — заявил господин Алексеев. – При этом подделываются документы и фальсифицируются красные линии».
Но даже то, что учтено в законопроекте, не вызывает у экспертов особого оптимизма.
Так, по словам члена Экспертного совета, зампреда фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» Владимира Кузнецова, законопроект носит чисто декларативный характер: в нем не определен даже предмет регулирования. По его мнению, нужен четкий перечень тех, кого хотят защищать. Потому что под понятие не подлежащих защите синантропных животных можно подвести не только крыс и ворон, но и практически всю городскую фауну. «В Москве большинство птиц и млекопитающих используют продукты жизнедеятельности человека и живут в измененной им среде, — считает господин Кузнецов. – Таким определением вместе с водой можно выплеснуть ребенка».
Замечательно, что под понятие синантропных не попадают кровососущие насекомые. И, как заявил член экспертного совета Александр Викторов, если следовать логике законопроекта, то нельзя будет даже прихлопнуть комара или клеща. А его коллега Вячеслав Ильин считает, что под положение ст. 9 законопроекта о недопустимости сокращения численности краснокнижных животных можно попасть, выловив в Москве-реке «не ту» рыбку.
Впрочем, следить за тем, кто там что поймал, все равно некому.
Как сказано в ст. 22 законопроекта, составлять протоколы и рассматривать административные дела «вправе соответствующие государственные инспекторы г. Москвы по охране природы». Кто эти загадочные «соответствующие инспекторы», не понял даже присутствовавший на заседании представитель экологической милиции Игорь Слободчиков. И внятного ответа на заданный им по этому поводу вопрос так и не получил. Но, если кому-то и придется этим заниматься, то все той же экологической милиции – создание еще каких-то структур документом не предусмотрено.
Законопроект вообще не предполагает дополнительного финансирования природоохранных мероприятий. И это, по мнению экспертов, говорит о том, что написан он формально и выполнять его никто не собирается.
«Закон работать не будет, — считает Владимир Кузнецов, — Если не запрашивается финансирование, то и результата не будет. Учет отдельных видов животных сейчас проводится на особо охраняемых природных территориях очень ограниченным штатом сотрудников. Для полного учета численности диких животных, как планируется законопроектом, этого, конечно, не достаточно». И уж тем более, считает эксперт, некому будет выявлять правонарушителей. «Объем нарушений будет огромный, — считает он. – А действующие сейчас инспекторы уже и так перегружены».