Как стало известно во вторник, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) уличила Минобрнауки в навязывании вузам услуг определенной коммерческой структуры.
Этим ведомство нарушило одно из основополагающих положений закона о свободной конкуренции, подчеркивают в ФАС.
Скандал спровоцировало появление циркулярного письма, разосланного министерским департаментом молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей ректорам российских вузов. В нем директор департамента Алина Левитская рекомендовала руководству вузов оказать содействие компании ООО «Медиа-информ столица» в установлении рекламных медианосителей на территории вузов.
В письме содержалась и просьба разрешить использование части установленных на территории вузов конструкций для размещения рекламы компаний — производителей товаров и услуг, сообщили в ФАС.
Продвигая на рынке единственную коммерческую структуру, министерство нарушило пункт 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции», создав фактические «преимущества отдельному хозяйствующему субъекту при осуществлении им предпринимательской деятельности на рынке производства и распространения рекламы», отмечается на сайте Федеральной антимонопольной службы.
Указав на выявленное нарушение, ФАС выдала предписание об их устранении.
Узнать в Минобрнауки, чем думало руководство департамента молодежной политики, выступая с подобной инициативой, «Газете.Ru» не удалось: «Официального предписания ФАС в Минобрнауки пока не поступало, а до тех пор нет и предмета для комментариев», — сообщили в пресс-службе министерства.
Что касается компании «Медиа-информ столица», то там никаких нарушений закона в происшедшем не увидели: по словам управляющего компанией Максима Калинкина, «ФАС просто не разобралась в ситуации, и все претензии высосаны из пальца».
По словам Калинкина, инкриминируемый Минобрнауки «пункт 1 статьи 15 запрещает федеральным органам власти лишь вводить ограничения, устанавливать необоснованные препятствия и ограничивать выбор хозяйствующих субъектов». «Ни одного из указанных нарушений министерство своим циркуляром не допустило», — заявил представитель компании. Правда, в статье содержится также запрет на «дачу указаний хозяйствующим субъектам». Однако в министерском письме никаких «указаний» вузовскому начальству не содержалось. «Руководство департамента лишь просило ректоров оказать содействие в размещении информации, причем бесплатно», — подчеркнул он «Газете.Ru».
Как рассказали в компании, «Медиа-информ столица» работает с вузами с 2005 года: размещает на их территории конструкции рекламных световых панелей размерами 1 на 2 м и рекламирует на них не только шоколад или операторов мобильной связи, но и внутривузовские события — скажем, поздравления с днями рождений руководства вузов. После обращения президента к Федеральному собранию в начале 2007 года компания обратилась «в Минобрнауки с предложением бесплатно разместить социальную рекламу на наших пустующих конструкциях. В министерстве согласились, и мы за свои деньги напечатали и разместили несколько плакатов, и в том числе текст российского гимна и фотографию улыбающихся студентов на фоне карты России», рассказал Максим Калинкин. Тогда-то и появилось министерское письмо, где компания называлась «информационным партнером министерства в части поддержки патриотического воспитания», а ректорам рекомендовалось оказывать ей всяческое содействие, сообщил он.
По мнению председателя комиссии по науке и образованию Московской городской думы Евгения Бунимовича, сложившаяся ситуация свидетельствует «даже не о прямом лоббировании интересов какой-то компании, а об ужасающе низкой правовой грамотности чиновников».
«Если бы они всерьез лоббировали чьи-то интересы, то объявили бы конкурс, который затем выиграла бы нужная компания», — считает он. По его словам, многие бюрократы не очень понимают элементарные вещи не только с точки зрения закона, но и с точки зрения здравого смысла. «Я даже не знаю, что хуже — коррупция или столь чудовищная некомпетентность», — пожаловался депутат «Газете.Ru».