Даже по официальным данным состояние здоровья российских школьников далеко от нормы. Без хронических заболеваний школу заканчивают не более трети учащихся, и в том числе — из-за неудовлетворительного состояния школьного питания. Как решать эту проблему, обсуждали во вторник представители Минобрнауки, Роспотребнадзора и родительской общественности.
Чиновники признают: школьные годы существенно подрывают здоровье детей. Про данным Минобрнауки, две трети каждого выпуска — хроники-желудочники, -опорники, хронические больные по зрению и другим заболеваниям.
До 80% выпускников школы имеют ограничения по состоянию здоровья при выборе будущих специальностей. Многие не годятся для службы в армии: ежегодно только по причине дефицита веса Минобороны отбраковывает от призыва более 90 тыс. молодых людей. В то же время еще 10% школьников страдают ожирением, сообщили в Роспотребнадзоре. Переломить ситуацию мог бы всеобщий переход на здоровое, сбалансированное горячее школьное питание. Но сделать это в рамках нынешней системы нельзя, считают в Минобрнауки. И прежде всего — из-за отсутствия школьных столовых: как оказалось, к началу 2007–2008 учебного года его не имеют до половины школ 57 регионов России. А в среднем по России не обеспечены горячим питанием до 30–40% учащихся, рассказала глава департамента молодежной политики Минобрнауки Алина Левитская. Впрочем, даже там, где школьные столовые формально есть, проблемы горячего школьного питания сохраняются. Их технологическое оборудование не обновлялось десятилетиями и сейчас, по данным Минобрнауки, достигло 80–90% износа. В срочной замене нуждаются не менее 5,5 тыс. школьных пищеблоков.
Никуда не годится и состав продуктов, из которых готовят школьную еду. По словам Левитской, «школьные меню составляются исходя из стоимости, а не пищевой ценности продуктов», а потому там преобладают не белки с витаминами, а жиры с углеводами.
При этом «пищевая ценность продуктов не соответствует возрастным физиологическим особенностям подростков школьного возраста», подчеркнула она. Ситуацию усугубляют автоматы с «шоколадными конфетами, чипсами и прочей гадостью», установленные в школах: их содержимое школьники однозначно предпочитают несъедобным горячим блюдам из школьной столовки, отметила Левитская.
Решить все накопившиеся проблемы сразу не удастся, признают в Минобрнауки. Реформировать систему школьного питания чиновники планируют постепенно — в рамках нацпроекта «Образование». В ноябре 2007 года в Минобрнауки намерены объявить конкурс по реформе системы школьного питания. Его победителями станут не менее 5 регионов, которые вместе с 21 регионом-победителем предыдущего конкурса — на комплексную модернизацию системы образования — запустят в 2008–2009 годах пилотные проекты реформы школьного питания. Под них из госбюджета уже выделено 500 млн рублей — по 100 млн на каждого победителя. Еще столько же в реформу системы питания школьников должны будут, по условиям конкурса, вложить сами регионы.
Новая система школьного питания будет «индустриализованной» и «централизованной», рассказала «Газете.Ru» замначальника Роспотребнадзора Галина Яновская. Это означает, что школьные столовые оснастят техническими новинками — от котлов с устройствами для автоматического перемешивания содержимого до новейших охладительных установок и печей СВЧ. Однако кухонных технопарков такого уровня будет сравнительно немного: полный цикл производства школьного питания на месте — от сырых продуктов до готовых блюд (сейчас так работают 54% российских школьных столовых) — чиновники планируют изживать. Основную массу школьных обедов и завтраков будут готовить централизованно — в столовой одной из школ района или в школьном комбинате питания, а затем развозить по окрестным школам. Другая возможная модель централизации производства школьных продуктов питания — снабжать школу полуфабрикатами или полностью готовой, но охлажденной продукцией, отметила она.
Набор и состав горячих школьных завтраков и обедов также изменится, обещают в Роспотребнадзоре и в Минобрнауки. Специалисты уже разработали примерный рацион питания для учащихся 1–4-х (7–10 лет) и 5–11-х классов (11–17 лет), а также примерные варианты меню для школьных столовых. Все включенные туда блюда строго выверены диетологами на предмет энергетической ценности продуктов и содержания витаминов.
Вот только оценить все эти новшества многие школьники, как оказалось, смогут не скоро.
Пока горячее питание (по старой схеме) получают 69% учащихся. В результате реформы к 2010 году, «по осторожным прогнозам», их станет 72%, рассказала «Газете.Ru» Алина Левитская. Когда же реформа школьного питания коснется всех российских школьников, она ответить затруднилась. Дело, как водится, упирается в отсутствие средств: в отличие от США, где на школьное питание из федерального бюджета ежегодно перечисляется порядка $60 млрд, в России даже на президентский нацпроект «Образование» таких сумм никто не даст.
Впрочем, работу диетологов и чиновников ставит под вопрос еще одно обстоятельство.
Как оказалось, научного подхода к своему рациону не оценили школьники, и там, где их пытаются кормить по науке, они отказываются есть «полезные» блюда.
По словам председателя управляющего совета московской школы №548 Романа Зуева, «абсолютно здоровая пища — не значит вкусная. Наши дети, например, не едят такие блюда из школьного меню, как винегрет с селедкой, оладьи сухие, голубцы ленивые, котлеты. Мы просили пищекомбинат не присылать нам эти блюда, но они говорят, что ничего сделать нельзя: все эти блюда включены в обязательный перечень».