Во вторник в подмосковном Жуковском открылся Восьмой международный авиакосмический салон МАКС-2007. Официально открытие было запланировано на 10 утра, однако попасть на МАКС вовремя удалось явно не всем. Чтобы к этому времени поспеть в Жуковский из Москвы, нужно было выезжать совсем засветло – из-за мертвых пробок дорога на МАКС затянулась на несколько часов. (Кстати, ехать на машине на авиасалон без спецпропуска вообще не имеет смысла: «неаккредитованные» автомобили разворачивают на стоянку на аэродроме Быково при въезде в Жуковский, впрочем, даже если пропуск есть, придется ехать до ЛИИ им. Громова, где, собственно, и проходит авиасалон, через центральную часть города, представляющую собой сейчас один большой затор).
В этом году МАКС расширился: на нем представлено гораздо больше фирм – особенно зарубежных, за шесть дней салона организаторы намерены принять около 600 тыс. посетителей. Но организация прохода участников авиакосмического шоу и посетителей осталась прежней. Чтобы попасть на территорию салона, людям пришлось пройти через три кордона: первый – еще при входе в ЛИИ, второй и третий – дорожки с рамками металлоискателей непосредственно у входа на МАКС, где охранники сначала проверяли документы, а затем — фотоаппараты и телефоны прибывающих, чтобы убедиться, что они настоящие, и тщательно просматривали бумаги, записные книжки и блокноты. Как пояснили охранники, столь тщательный досмотр связан в том числе и с инцидентом на МАКСе-2005 — тогда во время выступления президента нацболы пронесли листовки и попытались сорвать его речь. На досмотр каждого человека уходило минуты три.
В итоге к 10 утра в очереди перед рамками продолжали стоять не только гости, но и участники салона.
Они тщетно пытались объяснить охране, что три часа провели в пробке, но сейчас им необходимо срочно попасть на свои стенды. Но охранники отправляли их обратно в общую очередь.
На МАКС-2005 Владимир Путин прилетел на вертолете, сразу же прошел к президентскому шатру, откуда и открыл салон на глазах у всех собравшихся. На этот раз речь президента могли услышать только находившиеся в VIP-зоне (рядом с президентом сидели первый вице-премьер, председатель совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Иванов, министр обороны Валерий Сердюков, глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, главком ВВС Александр Зелин, передает РИА «Новости») и журналисты из президентского пула. Выступив, глава государства отправился смотреть саму площадку, перед этим около получаса понаблюдав за показательными полетами.
В авиационных павильонах президента заинтересовал макет-тренажер кабины создаваемого регионального самолета «Сухой-Суперджет-100», передает РИА «Новости». Президент занял место первого пилота, кресло второго пилота занял инструктор, после чего Путин «поднял самолет в воздух, сделал круг и сел».
В сопровождении главы Роскосмоса Анатолия Перминова Путин зашел в павильон Роскосмоса, где собраны практически все предприятия отечественной авиационно-космической отрасли. Президент прошелся по расположенному рядом павильону Космических войск, посмотрел экспонаты центра им. Хруничева, а затем проследовал через стенд НПО им. Лавочкина, где в масштабе 1:1 находится макет станции «Фобос-Грунт». Участники выставки заметно нервничали: им казалось, что Путин вот-вот развернется и уйдет, однако президент продолжал осматривать экспозицию.
На МАКСе также присутствовал премьер-министр Украины Виктор Янукович. Он лично представил российскому президенту экспозицию государственного авиастроительного концерна «Авиация Украины», передает УНИАН (по некоторым данным, Путин с Януковичем переговорили за вторник два раза).
Затем Путин уехал, оставив участников торжественно заключать уже фактически подписанные договоры.
В этом году среди иностранных гостей по количеству представителей лидируют США, их представляют около 40 компаний.
За ними следуют Украина (34), Германия (30) и Франция (28).
Международные авиационно-космические салоны проводятся в России раз в два года. На МАКС-2005 приехали около 50 тыс. представителей деловых кругов из 42 стран, за время проведения салона они заключили сделки на общую сумму почти $1 млрд. В работе МАКС-2005 приняли участие 654 предприятия и фирмы из 40 стран мира. На статической стоянке демонстрировалось более 200 летательных аппаратов различных типов, большинство которых было отечественного производства.
Основной новинкой российских предприятий станет Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), впервые участвующая в мероприятии подобного уровня. В двух павильонах будут собраны все предприятия ОАК, представляющие как военную, так и гражданскую авиатехнику.
По словам организаторов, особенность экспозиции в том, что на ней будут представлены различные модификации самолетов как с российскими, так и с иностранными оборудованием и двигателями.
Работа салона будет поделена на два этапа. Основная часть посетителей попадет на выставку ближе к выходным, а первые три дня будут посвящены деловым мероприятиям. И хотя МАКС предваряют крупнейшие мировые авиасалоны в английском Фарнборо и французском Ле Бурже, в рамках которых заключается немало крупных контрактов, российские производители рассчитывают на выгодные предложения от зарубежных партнеров.
Внимание любителей военной техники привлекут суперсовременный истребитель МиГ-35 и корабельный истребитель МиГ-29К, разработанный для ВМС Индии. Боевые истребители покажут и ВВС США, лишь третий раз участвующие в МАКСе.
Американская делегация привезла два боевых истребителя F-16 (Fighting Falcon) и три многоцелевых истребителя F-15 (Strike Eagle), один из которых будет участвовать в показательных полетах.
Также в воздухе над МАКСом можно будет наблюдать новейший российский истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-32. «Иностранные заказчики смогут сами в реальном времени сравнить наши «МиГи» и «Су» с их основными конкурентами, сопоставить их ресурс и маневренность», – отметил гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов.
Среди новейших разработок вооружения в Жуковском впервые будет представлена зенитная ракетная система С-400.
Также можно будет увидеть образец ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1», крылатую ракету «МетеоритА» и облегченную боевую машину залпового огня «Смерч». В летном показе впервые будет участвовать боевой самолет Як-130 с вооружением (две ракеты Р-73 «воздух-воздух», два контейнера Б-8 с неуправляемыми ракетами «воздух-земля», а также с двумя подвесными топливными баками).
Не менее значимым будет и гражданский сектор. В павильонах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) представят два ведущих проекта в области гражданского авиастроения. Речь идет о магистральном самолете XXI века – МС-21 и региональном SuperJet-100, реализуемом при участии зарубежных партнеров. Модель SuperJet уже готова, но первые полеты пойдут лишь в декабре 2007-го, после чего потребуется год на сертификацию. Зато на авиасалоне МАКС-2009 новый лайнер можно будет наблюдать во всей красе.
Космическая экспозиция включает в себя сразу несколько проектов, которые до сих пор широкая публика не видела.
Прежде всего, впервые представляет свою концепцию многоразового пилотируемого транспортного комплекса Космический центр им. Хруничева. Она разрабатывалась несколько лет и была представлена узкому кругу специалистов в рамках закрытого тендера Роскосмоса на создание российской космической транспортной системы нового поколения, однако конкурс был признан несостоявшимся.
На стенде предприятия: базовая модификация пилотируемого транспортного корабля с многоразовым возвращаемым аппаратом, который предназначен для доставки на орбитальную станцию экипажа из шести человек и возвращения грузов массой до 500 кг (корабль будет иметь длительность автономного полета трое суток). Здесь же пилотируемый транспортный корабль с увеличенной длительностью автономного полета для проведения научных и прикладных исследований в полете до 30 суток (его экипаж может состоять из двух-трех человек, а масса возвращаемого на Землю груза – до 700 кг). Хруничевцы демонстрируют и целевой модуль орбитальной станции (масса одного такого модуля — до 24 000 кг включая около 10 000 кг научного и экспериментального оборудования). Кроме того, предприятие представляет семейство перспективных ракет-носителей «Ангара», в том числе «Ангара-А5П» (масштаб 1:10), который планируется использовать для реализации пилотируемой программы. «Ангара-А5П» также демонстрируется впервые.
Кроме того, на МАКС-2007 впервые представлен масштабный макет перспективной межпланетной станции для доставки на Землю образцов грунта Фобоса и дистанционного изучения Марса – «Фобос-Грунт», разработанный в НПО им. Лавочкина (станция отправится к Марсу в октябре 2009 года). НПО демонстрирует и макеты автоматического космического аппарата для исследования Луны и окололунного пространства «Луна-Глоб». На авиасалоне предприятия, входящие в структуру Роскосмоса, представляют уже существующие и перспективные космические аппараты – «Глонасс-К», «Экспресс-АМ», «Спектр», «Монитор» и другие. Планируется, что в ходе МАКСа глава Роскосмоса Анатолий Перминов сделает несколько серьезных заявлений. Не исключено, что речь пойдет о создании нового российского космодрома на Дальнем Востоке, куда уже несколько раз ездили с разведкой специалисты агентства. Также, возможно, речь пойдет о доработке Российской космической программы с учетом пилотируемых лунных проектов. Пресс-конференция Перминова и глав ведущих предприятий российской ракетно-космической отрасли состоится в среду.