В четверг транспортная прокуратура Северо-Западного федерального округа сообщила, что в регионе начинают проверять таможни и авиапредприятия. «В настоящее время мы начали масштабную проверку обеспечения безопасности полетов, — сообщил руководитель Северо-Западной транспортной прокуратуры (СЗТП) Александр Бебенин, — результаты этой проверки, которая проходит в рамках планового задания Генеральной прокуратуры, будут известны в сентябре».
Кроме того, по словам Бебенина, транспортные прокуроры нагрянут на таможенные посты, в частности на Кингисеппский, где на этой неделе скопилось около полутысячи грузовиков и водители в знак протеста против медлительной работы таможни перекрыли шоссе Таллин--Петербург. Особо Бебенин подчеркнул, что на недавнем совещании в Калининграде генпрокурор Юрий Чайка попросил прокуроров оказывать
«транспортным» коллегам всестороннюю поддержку.
Как утверждают прокуроры, мероприятие это плановое, однако, по данным «Газеты.Ru», подобные проверки прокатятся по всей России — и результаты их будут жесткими.
Столь пристальное внимание Чайки к транспортной составляющей ведомства неслучайно.
В 2001 году предыдущий генпрокурор Владимир Устинов ликвидировал независимый институт федеральных транспортных прокуроров. Он приравнял их к районным и подчинил республиканским и областным руководителям надзорных ведомств. Это вызвало скрытый протест транспортников, среди которых, кстати, когда-то был и сам бывший глава Минюста Юрий Чайка — он около 10 лет проработал руководителем Восточносибирской транспортной прокуратуры.
Едва придя в Генпрокуратуру, Чайка заявил, что в федеральных округах вновь появятся надзирающие за транспортом структуры.
Свое обещание он сдержал в начале этого года, приказав не только создать в каждом округе транспортные прокуратуры, но и приравнять их руководителей к прокурорам субъектов федерации. При этом «транспортникам» поставлена задача курировать все воздушные, железнодорожные, морские транспортные потоки, перевозки нефти и газа, а также таможню — то есть львиную долю экономики региона.
Воссоздав институт федеральных транспортных прокуроров, наделенных правами прокуроров субъектов федерации, Юрий Чайка не стал трогать прокуроров республик и областей, многие их которых заняли свои должности при его предшественнике — Владимире Устинове. Тем не менее, реформа Устинова была упразднена, а в регионы уехали ставленники Чайки.
Первой в марте этого года заработала Московская межрегиональная транспортная прокуратура. Она курирует 12 областей ЦФО. Затем последовали приказы о создании подобных ведомств в Иркутске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Хабаровске, Ростове-на-Дону (транспортное прокурорское ведомство в Южном федеральном округе возглавил сын Сабира Кехлерова — заместителя Юрия Чайки) и в Петербурге.
Транспортная прокуратура по СЗФО, базирующаяся в Санкт-Петербурге, была создана одной из последних. Ее руководитель, 38-летний Александр Бебенин, ранее занимал должность 1-го заместителя прокурора Калининградской области.
Надо отметить, что в СЗФО постоянно происходят коррупционные скандалы. Только в Северо-Западном таможенном управлении за последние два года сменилось четыре начальника. Недавно суд приговорил к 5 годам условно следователя петербургской транспортной прокуратуры Анатолия Баранова, похитившего несколько тысяч тонн окорочков у частной фирмы. Бебенин уже пообещал разобраться с управлением собственной безопасности Северо-Западной таможни, которое «занимается не своими делами».