Ученые из Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали методику, которая поможет предотвратить разрушение двигателей самолетов и других летательных аппаратов из-за резонансных колебаний. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе научного учреждения.
Специалисты Пермского Политеха при участии сотрудников завода «Машиностроитель» изучили, как характеристики звукопоглощающей конструкции влияют на ее собственные частоты. Это позволит прогнозировать возникновение резонанса и заранее предотвращать его появление.
Резонанс возникает, когда частоты собственных и внешних колебаний детали совпадают. Это усиливают амплитуду вибраций, что может привести к деформации и даже разрушению двигателя.
Ученые исследовали звукопоглощающую конструкцию – панель вентилятора авиадвигателя семейства ПС-90А. Она выполнена из перфорированных слоев полимерного тканого композиционного материала и трубчатого заполнителя, при этом содержит большое количество отверстий.
Построенная модель позволила исследовать, как частоты колебаний панели вентилятора зависят от ее формы и упругих характеристик. Ученые выяснили, что спектр собственных частот в основном зависит от толщины и жесткости материала, а также от способа крепления конструкции. Изменения в самой структуре материала сказываются на показателе в меньшей степени.
Результаты исследования будут полезны на стадии проектирования звукопоглощающих конструкций авиадвигателей и энергетических установок из полимерных композитов, а также при их модернизации. Созданная методика значительно ускорит и упростит эти процессы, отметили в ПНИПУ.
Ранее российские ученые разработали метод обработки полимерных композитов с помощью электричества.