Ученые из Университета Утрехта выяснили, что особая процедура может снизить смертность у пациентов с почечной недостаточностью на 23%. Исследование опубликовано в журнале NEJM.
В исследовании приняли участие 1360 пациентов в хронической болезнью почек (ХБП), из которых 683 получали высокодозную гемодиафильтрацию и 677 — высокопоточный гемодиализ три раза в неделю. При среднем периоде наблюдения 30 месяцев смертность от всех причин составила 21,9% среди пациентов, получавших высокопоточный гемодиализ, по сравнению с 17,3% среди пациентов, получавших высокообъемную гемодиафильтрацию. Эта разница в 4,6% представляет собой снижение риска смерти на 23%.
Гемодиализ — стандартное лечение пациентов с ХБП в большинстве стран. В то же время гемодиафильтрация менее распространена, несмотря на то, что большинство современных диализных аппаратов могут использовать любой метод, что делает переход на гемодиафильтрацию относительно простым.
От ХБП страдают 830 миллионов человек во всем мире. Когда почки больше не могут выполнять свою работу, используется диализ для очистки крови путем удаления продуктов жизнедеятельности. Около четырех миллионов человек во всем мире находятся на диализе. Хотя с годами этот метод улучшился, он плохо удаляет крупные молекулы из крови. Гемодиафильтрация — это более новая технология, позволяющая удалять крупные молекулы, но она подходит не всем пациентам из-за того, что для ее эффективности требуется более высокая скорость кровотока. Предыдущие исследования не смогли убедительно доказать, что один метод более эффективен, чем другой.
«За свою карьеру я наблюдал, как появляются новые методы лечения многих заболеваний, от диабета до рака, но мы не видели ничего подобного в лечении хронического заболевания почек. Это исследование доказывает, что нацеливание на различные молекулы посредством гемодиафильтрации имеет явные преимущества для пациентов. Я бы сказал, что это первый крупный шаг вперед за многие годы и хорошая новость для пациентов с заболеванием почек и их семей», — заявил профессор Утрехтского университета Питер Бланкестин.