В Госдуме предложили перечислять российским школьникам деньги на «Пушкинскую карту» за пятерки для создания материальных стимулов в целях повышения успеваемости. Однако данная инициатива несет в себе множество рисков, включая дискриминацию, выгорание и неправильную мотивацию у детей, считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Первый риск – это дискриминации и неравенства. Оценки зависят от самой школы, требований учителей. Это не ГИА, где требования едины и для всех равны. Вдобавок к этому есть ребята, которым сложнее даются некоторые предметы. Получается, они заранее в неравных условиях», – объяснила «Газете.Ru» Абанкина.
Вторая проблема – это искажение мотивации школьников. По словам Абанкиной, они будут учиться не ради того, чтобы стать культурными, грамотными людьми, а чтобы максимизировать заработки.
«Также существует риск выгорания. Часто ученики фокусируются на нескольких наиболее интересных предметах, а остальные просто осваивают, но не стремятся к лучшим результатам. Получится, мы их толкаем не на грамотное распределение своих силы и времени, а на выкладывание по максимуму на каждом предмете. Конечно, это приведет к выгоранию, когда интерес пропадет ко всему», – добавила специалист.
Кроме того, трудно проконтролировать, на какие нужны будут тратиться полученные за оценки деньги.
«Поощрения необходимы, есть очень много привлекательных для школьников способов мотивировать их на успехи в учебе. Например, участие в летних школах, проектах, кружках, возможности посетить театр или музей бесплатно. Все это — расширение горизонта возможностей, которые есть у ребенка. Такое поощрение активизирует определенное поведение, вовлеченность в образовательный процесс. В конце концов можно поощрять детей свободным временем — это то, в чем они сегодня нуждаются», – заключила специалист.