Задержку развития речи у ребенка можно заметить еще в первые месяцы жизни — в норме уже к полугоду ребенок осваивает слоги, а к году его словарный запас составляет 5-10 слов. Об этом «Газете.Ru» рассказал руководитель Центра поведенческой неврологии, заведующий лабораторией коррекции психического развития и адаптации Института мозга человека РАН, профессор Леонид Чутко.
«В раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Вместо речи активно развиваются мимика и жестикуляция. В дальнейшем, с опозданием, речь появляется, но словарный запас все равно бедный», — пояснил он.
Для таких детей типичны ошибки при согласовании частей речи в падеже, числе и роде, добавил Чутко. При этом может отмечаться сокращенное произношение слов, неправильное использование или отсутствие грамматических признаков. Приставки и суффиксы или вовсе не употребляются, или употребляются неверно.
«Необходимо сказать о том, что развитие речи у ребенка начинается не с появления слов, а гораздо раньше. Так, в возрасте 2-3 месяцев появляется гуление. В возрасте 6 месяцев появляется лепет — сочетания согласных с гласными. Формируются первые слоги, наиболее употребимые из которых — «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д. В возрасте 10-12 месяцев появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба»). К концу 1 года словарный запас насчитывает 5-10 слов. Поэтому врачи всегда спрашивают: а как ребенок общался в первый год?» — отметил Чутко.
Подробнее о том, как избежать задержки речи у ребенка и почему опасно ее не лечить, — в материале «Газеты.Ru».