Ученые из Гарвардского университета доказали, что на картинах нескольких художников XIX века можно увидеть, как росло загрязнение воздуха во время промышленной революции. Исследование опубликовано в PNAS.
Британский художник Джозеф Тернер и французский художник Клод Моне творили во время промышленной революции, которая сопровождалась загрязнением воздуха. Ученые оценили контрастность 60 картин Тернера и 38 картин Моне, где были изображены здания парламента, мост Ватерлоо и мост Чаринг-Кросс.
Они обнаружили, что увеличение выбросов диоксида серы SO2 было связано с уменьшением контрастности картин и увеличением применения белой палитры даже с учетом временных тенденций и сюжета картин. Кроме того, с увеличением загрязнения воздуха работы Тернера и Моне приобрели более туманные контуры, а стиль художников сменился с фигуративного на импрессионистический.
Компьютерная модель, построенная учеными, смогла правильно предсказать контрастность картин Гюстава Кайботта, Камиля Писсарро и Берты Моризо на основе уровня загрязнения воздуха в Париже, что доказывает корректность их выводов.