Исследователи из Института когнитивных нейронаук показали, что ценность того или иного варианта при принятии решения не абсолютна, а зависит от того, какие опции имеются у человека, то есть от контекста. Об этом НИУ ВШЭ сообщает в своем научном дайджесте.
«Допустим, у вас есть какое-то задание, за которое вы можете получить 10 рублей. И есть второе — за него вы можете получить 100 рублей. Очевидно, что второе будет более ценным. Но если появится третье задание, за которое вам могут дать миллион, оценка второй опции поменяется», — пояснила «Газете.Ru» одна из авторов статьи, стажер-исследователь из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Ануш Гамбарян Вачагановна.
Ученые также показали, что ценность опции зависит не только от тех выборов, которые есть на данный момент, но и от тех, которые человек привык выбирать ранее.
«Мы пытались сначала научить человека выбирать опцию с наибольшим выигрышем, затем — с наименьшей потерей, а после — смешивали опции, которые предлагали в первом и втором задании. При этом человек мог выбрать между наименьшей потерей и маленьким выигрышем. И он чаще выбирал опцию с наименьшей потерей. Хотя разумнее было бы получить небольшой выигрыш», — рассказала Гамбарян.
Зависимость от прежнего опыта может быть полезна при адаптации к новым условиям. Но из-за субъективности выбора сложно правильно распорядиться имеющимися знаниями в новых условиях.