Фундамент и нижнюю часть стен водонапорной башни, а также чугунные трубы водовода, некогда входивших в состав комплекса верхней станции фуникулера XIX века, обнаружили специалисты Института археологии РАН при исследованиях на территории Нижегородского кремля. Об этом сообщает пресс-служба Института археологии РАН.
«Хотя фуникулер был построен в конце XIX века и действовал до 1926 года, никаких чертежей или строительных планов не сохранилось. Найденные остатки водонапорной башни и коммуникаций позволят уточнить данные о конструкции фуникулера и технические детали его работы, известные лишь в общих чертах», — пояснил сотрудник Волжской экспедиции Института археологии РАН Алексей Свиридов. Фуникулеры, или элеваторы, появились в Нижнем Новгороде в 1896 году. Они были устроены по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог: в этих конструкциях между основными рельсами прокладывался зубчатый рельс, благодаря которому вагон фуникулера удерживался на склоне и не скатывался назад.
Фуникулеры работали по принципу перегрузки «верхнего вагона» водяным балластом: перед спуском вагона с волжского откоса в его бак с помощью специально построенной водонапорной башни нагнеталась вода, под тяжестью которой вагон перемещался вниз, на нижнюю станцию, где водяной балласт сбрасывался в колодец. Они проработали до 1927 года — до того момента, когда была построена единая трамвайная сеть, связавшая верхнюю и нижнюю части города. Исследуя участок возле Часовой башни Нижегородского кремля, археологи вскрыли фундамент и остатки стен водонапорной башни – восьмиугольного сооружения, сложенного из красного кирпича. Эта башня была составной частью механизма, приводившего в движение фуникулер: из нее вода под давлением подавалась в резервуар для набора воды.