Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Ученые МГУ изобрели новый метод «взвешивания» межгалактических черных дыр

Астрономы МГУ нашли новый способ оценки массы сверхмассивных черных дыр за пределами нашей галактики, даже если эти дыры почти не проявляют себя. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

Чтобы понять природу дремлющих черных дыр, не поглощающих вещество, астрономы под руководством ведущего научного сотрудника ГАИШ МГУ Елены Сейфиной обратили внимание на несколько вспышек от внегалактических источников. Одна из них, Swift J1644+57, наблюдалась в 2011 году сразу несколькими космическими обсерваториями (RXTE, Swift и Suzaku) в рентгеновском и гамма-диапазоне.

Астрономы предположили, что наблюдают приливное разрушение звезды сверхмассивной черной дырой. При разрушении ее вещество не сразу падает на дыру, а образует временный аккреционный диск, который начинает ярко светиться.

Ранее единственным способом измерения массы черной дыры в центре таких аккреционных дисков была оценка максимальной светимости диска в предположении, что в диске достигнуто равновесие между давлением электромагнитного излучения и гравитационными силами.

Заметив сходство между треками (зависимость наклона спектра от темпа аккреции) известных объектов и полученными треками у новых внегалактических вспышек, ученые предположили, что они также вызваны раздиранием звезд черными дырами. Это позволило «взвесить» невидимые черные дыры по-новому, сопоставляя их с галактическими черными дырами известной массы.

«Расчеты показали, что в объекте Swift J1644+57 действительно сидела сверхмассивная черная дыра массой 7 × 106 масс Солнца. Это действительно объект, который мы не видим, но который обеспечил высокую светимость за счет образования аккреционного диска вокруг себя», — пояснила Сейфина.

Новый метод «взвешивания» дремлющих внегалактических черных дыр позволяет использовать данные по известным галактическим объектам, таким, например, как хорошо и давно изученный астрономами объект Лебедь X-1 с черной дырой в центре.

У США появилась новая ударная атомная субмарина