Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Российские ученые засекли переход рентгеновских пульсаров в «режим пропеллера»

Ученые из ИКИ РАН, МФТИ и Пулковской обсерватории засняли очень быстро угасающее излучение пульсаров после мощных вспышек — переход в так называемый режим пропеллера. Теоретические предсказания этого эффекта были сделаны более 40 лет назад, но только сейчас это явление впервые достоверно зарегистрировано для пульсаров 4U 0115+63 и V 0332+53, излучающих в рентгеновском диапазоне. Результаты измерений, расчеты и выводы опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Пульсары 4U 0115+63 и V 0332+53 принадлежат к особому типу источников — вспыхивающим (или транзиентным) рентгеновским пульсарам. Они то слабо светятся в рентгеновском диапазоне, то ярко вспыхивают, а то и совсем пропадают. Рентгеновский пульсар представляет собой быстро вращающуюся нейтронную звезду с сильным магнитным полем. Нейтронная звезда может образовывать пару с обычной звездой и перетягивать на себя ее газ — астрофизики называют это аккрецией. Газ спиралью закручивается вокруг нейтронной звезды, образуя аккреционный диск, и тормозится на границе магнитосферы нейтронной звезды. Вещество при этом немного проникает внутрь магнитосферы, «вмораживается» в нее и стекает по магнитным линиям к полюсам. Падая на магнитные полюса, оно разогревается до сотен миллионов градусов и излучает в рентгеновском диапазоне. Так как магнитная ось нейтронной звезды находится под углом к оси вращения, рентгеновские лучи вращаются подобно лучам маяка и «с берега» выглядят как повторяющиеся сигналы с периодом от тысячных долей секунды до нескольких минут.

С помощью рентгеновского телескопа на космической обсерватории Swift российские ученые смогли измерить пороговую интенсивность излучения, то есть светимость, ниже которой пульсар переходит в «режим пропеллера». В таком режиме аккреции не происходит и рентгеновский источник пропадает. Эта величина зависит от магнитного поля и от периода вращения пульсара. Период вращения исследуемых источников известен по измерению времени прихода излучаемых ими импульсов — 3,6 с для 4U 0115+63 и 4,3 с для V 0332+53, что позволило рассчитать напряженность магнитного поля.

Елизавета Арзамасова впервые после родов вышла в свет