Международной группе исследователей при участии Сергея Казакова, старшего научного сотрудника кафедры электрохимии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, удалось впервые продемонстрировать, что распределение кислородных дефектов у сверхпроводящих купратов не является случайным, а показывает некое коррелированное поведение, которое взаимодействует с волной зарядовой плотности. Прежде считалось, что дефекты, связанные с внедрением кислорода, имеют случайный характер. Исследование было опубликовано в журнале Nature.
Объектом исследования в данной работе являлись ртутьсодержащие сверхпроводники, которые были открыты учеными МГУ еще в 1993 году. «В то время, когда я был студентом и аспирантом химического факультета МГУ, мои научные руководители Евгений Викторович Антипов и Сергей Николаевич Путилин занимались поиском новых сверхпроводящих соединений. В результате их усилия увенчались открытием нового класса ртутьсодержащих сверхпроводников с общей формулой HgBa2Can-1CunO2n+2+y, которые до сих пор обладает максимальными критическими температурами перехода в сверхпроводящее состояние при нормальном давлении. Прошло много лет, а эти сверхпроводники по-прежнему в центре внимания ученых», — рассказал Сергей Казаков. Ранее считалось, что квантовый эффект сверхпроводимости может возникать лишь при абсолютном нуле — минимальном пределе температуры, которую может иметь физическое тело во Вселенной. По шкале Цельсия этому значению соответствует температура −273,15°C. Исследователи же доказали, что эффект проявляется и при температуре −70°C, а это позволяет проводить эксперименты в Арктике.
По его мнению, само исследование, опубликованное в Nature, предлагает новый взгляд на сложность явления фазового разделения на наноуровне в высокотемпературных сверхпроводниках и может пролить свет на теорию высокотемпературной сверхпроводимости, которая до сих пор не установлена окончательно. Имеется у теории и практическое применение: один из авторов статьи Антонио Бьянкони, работающий в Римском международном центре материаловедения, рассказал, что полученные результаты поспособствуют созданию сверхпроводника, работающего при комнатной температуре, что в свою очередь станет подспорьем для создания настоящего квантового компьютера.