Роман Свистунов, бывший летчик из Николаева, совершил успешный побег на латвийском «кукурузнике» из СССР в Швецию, когда ему было 24 года. Его карьера в авиации оказалась разрушена, что, вероятно, и послужило основной причиной для бегства, хотя высказывания самого Свистунова на этот счет не вполне последовательны. В поздних интервью он признавался, что о побеге из СССР задумывался еще в детстве, а с 1984 года это желание преследовало его неотвязно, и он наконец решил действовать.
Обычно пишут, что свой побег Свистунов задумал и исполнил исключительно в одиночку, ни с кем при этом не советуясь. На родине у него остались жена Марина и двое малолетних детей: дочери Кристине тогда исполнилось три года, а сыну Денису — всего восемь месяцев. Вскоре после побега писали также, что он какое-то время жил отдельно от семьи, однако непохоже, что беглец и в самом деле порвал тогда с ними отношения, — во всяком случае, при первой возможности он выслал жене вызов в Швецию, и в начале 1990-х, когда исчезла навязчивая опека КГБ, семье удалось воссоединиться. Теперь у Романа и Марины уже пятеро детей.
За несколько лет до побега Свистунов носил лейтенантские погоны и был военным летчиком, однако его отстранили от полетов и уволили в запас, после чего он на некоторое время перешел в гражданскую авиацию, где пилотировал самолеты сельскохозяйственного назначения, опрыскивающие поля ядохимикатами. Но за два года до угона уволился также и из «Аэрофлота», стал работать в совхозе, перебравшись к старшему брату.
По другим данным он был выпускником Бугурусланского училища гражданской авиации и в 1985 году уволился из «Аэрофлота», где в течение двух лет работал вторым пилотом самолета Ан-2 Николаевского авиаотряда.


Угнанный Ан-2Р борт СССР-70501 в музее обороны Готланда, Швеция
Wikimedia CommonsВо всяком случае, советская пресса того времени сразу выдвинула иную версию причины его побега: Свистунов якобы задолжал сослуживцам крупную сумму денег, которую отказывался отдавать. Именно поэтому он мог быть уволен и скрывался затем в совхозе у брата, обдумывая побег. Еще утверждалось, что после ухода из авиации он жил на «нетрудовые доходы» и был связан с «черным рынком». Сейчас, впрочем, неясно, не было ли это простой попыткой очернить сбежавшего перед лицом западных «партнеров», склонив их к выдаче перебежчика, — твердых доказательств всех этих историй предъявлено не было, не была даже озвучена официальная причина увольнения Свистунова из авиации.
«Переехал жить к брату в совхоз в Николаевской области, где тунеядствовал, занимался случайными заработками и впоследствии был уволен из совхоза за неблаговидные поступки», — так описывала газета «Известия» биографию «воздушного пирата».
Известно лишь — и опять же из поздних интервью Свистунова, — что и его жена, и его брат были полностью в курсе его планов — при этом они решительно отказывались с ним лететь, но и выдавать советским властям родственника не стали. «Я пытался уговорить старшего брата, но он не поверил в эту идею. Марина тоже сказала нет. Но я сделал то, что должен был сделать, что решил», — уверял Роман Свистунов корреспондента шведской газеты Helagotland в июне 2016 года.
При этом он продолжал настаивать, что бежать за «железный занавес» хотел исключительно по политическим мотивам: «То, что я бежал, полностью определялось политическими причинами. То, что я здесь... это похоже на сон, мне кажется, и воздухом стало как-то легче дышать».
За пару недель до побега он приехал в Латвию к своему другу, также работавшему пилотом сельскохозяйственной авиации. Через него он сумел сдружиться с работниками аэродрома, временами притворяясь работавшим там механиком. Историю угона в прессе излагают по-разному. Согласно наиболее ходовой версии, в ночь с 26 на 27 мая он принялся спаивать сторожа летного поля колхоза «Друвы» Салдусского района, затем то ли притворившись, что хочет отлучиться в туалет, то ли под предлогом проведения техобслуживания самолета — как бы странно это ни звучало — залез в стоявший на летном поле Ан-2Р и запустил его двигатель. Услышав шум, сторож выбежал наружу и грозил ружьем, однако угонщик был абсолютно уверен, что выстрелить тот не решится — так в итоге и получилось. Сам же Свистунов рассказывал, что охранников было несколько, а он просто пришел в четыре часа утра и представился механиком, чтобы получить доступ к самолету — причем некоторое время на их глазах имитировал «техобслуживание», а потом завел мотор. Так или иначе, в четыре или в пять утра он поднял Ан-2Р в воздух и направился на нем в сторону моря.
Идея бежать из СССР на угнанном самолете была, конечно, далеко не нова. Самый громкий побег такого рода совершил 6 сентября 1976 года старший лейтенант Виктор Беленко, угнав в Японию из Приморья новейший истребитель МиГ-25П с большим количеством секретного оборудования, включая актуальную аппаратуру радиолокационного опознавания.
Спустя двадцать дней, 26 сентября 1976 года, лейтенант Валентин Зосимов повторил этот «подвиг», перелетев в Иран на самолете Ан-2. Однако в тот раз с советской стороны были задействованы все возможные рычаги давления, вплоть до угрозы поставок советского вооружения курдским сепаратистам, поэтому по указанию шаха Ирана Пехлеви самолет и летчик были возвращены на родину, и Зосимов был осужден на 10 лет заключения.
Идея перелететь на сельскохозяйственном самолете из Латвии в Швецию также была не нова. Ровно за четыре года до Свистунова точно такой же побег в Готланд совершил на Ан-2 28-летний Волдемарс (Валдис) Ванагс. Летчик тогда получил политическое убежище, однако позже он раскаялся, вернулся к семье на родину и тоже сел в тюрьму. Его самолет шведские власти еще раньше вернули в СССР.
Дата 27 мая Свистуновым была выбрана опять же далеко не случайно. Это канун Дня пограничника, который отмечается 28 мая, соответственно, была надежда на то, что тянувшие эту службу люди расслабятся и нарушат инструкции. В этом смысле Роман мыслил совершенно синхронно как со своим предшественником по Готланду, так и с Матиасом Рустом, который совершил свой знаменитый полет в противоположном направлении, прилетев в Москву со стороны Финляндии, и посадив Cessna 172 Skyhawk на Большом Москворецком мосту возле Кремля на следующий же день — собственно в День пограничных войск.
Чтобы предотвратить попытки бегства из страны на «кукурузниках», Министерством гражданской авиации было принято решение о неполной заправке самолетов, занятых на авиационно-химических работах. Об этом все на аэродроме знали, знал и Свистунов, однако решил все же рискнуть. Впоследствии выяснилось, что топлива в баках самолета было даже несколько больше, чем он рассчитывал, но он все равно не долетел, и СССР таким образом лишился шансов вернуть свой самолет.
Полет над Балтийским морем продолжался более двух часов, за это время «кукурузник» преодолел около 350 км, и в районе шведского острова Эстернгарнсхольм его двигатель работал уже с явными перебоями. В планах Свистунова было приводниться рядом с каким-нибудь зарубежным судном, чтобы его подобрали моряки, однако остатки топлива позволили ему почти что дотянуть до берега самого крупного шведского острова — Готланда, находящегося примерно в 100 км к востоку от материковой Швеции.
К тому времени шведские ПВО засекли на экранах радиолокаторов низколетящий самолет Свистунова, на перехват отправились два реактивных самолета, но они лишь увидели, как Ан-2 приводнился примерно в сотне метров от берега в районе поселения Остергарн и вскоре затонул на четырехметровой глубине. Угонщик выбрался из кабины, преодолел оставшуюся дистанцию вплавь в холодной воде и забрался на берегу в одно из строений, где разжился сухой одеждой и кофе. Здесь он был задержан пилотом вертолета Ларсом Флемстрёмом, прибывшим на место аварии по вызову местных рыбаков.
На прилетевшем вертолете перебежчика доставили в офис полиции главного островного города Висбю, где в течение недели подвергали долгим и изнурительным допросам, поскольку поначалу Свистунов отказывался сообщать мотивы своего поступка, — но в конце концов ему все же согласились предоставить политическое убежище.
На следующий день в СССР стало широко известно о побеге, Свистунова обвинили в угоне самолета, потребовали от Швеции вернуть и угонщика, и технику. В результате не получили ни того, ни другого — самолет никто не стал доставать тогда с глубины, его вытащили значительно позже. Требование экстрадиции обнародовал ТАСС, однако к моменту публикации рабочий день в шведском посольстве закончился, поэтому ответ пришел весьма нескоро. Когда в обеих странах наконец разобрались в ситуации — а история со Свистуновым тогда еще и совершенно померкла на фоне прилета Матиаса Руста — в Висбю прибыли посол и представитель советского Министерства гражданской авиации. Но угонщик категорически отказался с ними встречаться.
Хотя Швеция и решила не выдавать Романа Свистунова, его все же приговорили к двум годам лишения свободы условно. 4 сентября он получил вид на жительство. Разумеется, о карьере летчика в чужой стране не могло быть и речи, поэтому Свистунов устроился работать в пиццерию Söderports, хотя до тех пор даже и не представлял себе, что такое пицца. Спустя два года он сменил работу на другую пиццерию, затем выучился на шеф-повара и в 1990 году уехал работать в другие страны. Спустя еще два года он вновь появился в Швеции и осел там вместе со своей семьей.


В раздаваемых тогда интервью Свистунов рассказывал, что живет он теперь в коммуне Сольна под Стокгольмом, руководит строительной компанией и часто путешествует со своей женой и детьми по всему миру. С помощью соцсетей — прежде всего «Одноклассников» — ему удалось восстановить прежние связи в России и Украине и даже побывать на родине, хотя поначалу, как признавался бывший перебежчик, ему было очень тревожно в стране, некогда требовавшей его выдачи, но все обошлось:
«Это был 1998 год, меня пригласила туда телепередача. Опасность чувствовалась нутром... Я был приговорен здешними властями к восьми годам лишения свободы, будет ли это еще висеть надо мной? Но все прошло хорошо, возвращение было особенно эмоциональным».
Он купил квартиру на берегу Черного моря и собирался купить еще одну в Крыму. Страница бывшего советского гражданина в «Одноклассниках» ничем особо не отличается от его ровесников, никогда не совершавших какие-либо побеги: вместе со всеми он смеется над олигархами, приветствует «Русскую весну», хвастается дорогими мотоциклами и подросшими детьми и в обилии постит фотографии из разных поездок, совершаемых им вместе со своей женой.
Впрочем, доброжелательный интерес шведов к бывшей жертве холодной войны явно пошел на убыль, когда в 2021 году выяснилось, что «строительный бизнес» дружелюбного и улыбчивого, осевшего на новой родине шведа оказался лишь ширмой для отмывания денег. Роман Голдин — так теперь зовут Свистунова — был приговорен шведским судом к двум годам лишения свободы за 346 эпизодов отмывания денег в особо крупных размерах. При этом Голдин оказался связан с целой сетью строительных компаний, которые использовали нелегальную рабочую силу, а с помощью бывшего летчика уходили от уплаты налогов.