У большинства пациентов с COVID-19, даже при затяжном течении болезни, спустя год не остается никаких симптомов. Но тем, кто переносил болезнь тяжело и попал в больницу, приходится столкнуться с более серьезными последствиями — у половины из них симптомы могут сохраняться более года, выяснили китайские врачи из Больницы китайско-японской дружбы. Об этом они сообщили в статье в журнале The Lancet.
«Наше исследование — на сегодняшний день самая крупная работа по оценке состояния здоровья госпитализированных лиц, перенесших COVID-19, через 12 месяцев после заболевания, — говорит профессор Бин Цао, один из авторов работы. — Хотя большинство из них выздоровели, у некоторых пациентов сохранялись проблемы со здоровьем, особенно у тех, кто был тяжело болен во время пребывания в больнице.
Наши результаты свидетельствуют о том, что для выздоровления некоторых пациентов потребуется больше одного года, и это следует учитывать при планировании оказания медицинских услуг после пандемии».
Ученые проанализировали состояние здоровья 1276 пациентов, выписанных после COVID-19 из больницы в январе-мае 2020 года. Средний возраст пациентов составил 57 лет. Спустя полгода и год они проходили подробное медицинское обследование, которое включало анкетирование, осмотр, лабораторные анализы и шестиминутный тест на ходьбу для определения уровня выносливости.
Многие симптомы со временем прошли, независимо от тяжести болезни. Однако спустя полгода хотя бы от одного симптома страдали 68% пациентов, спустя год их доля снизилась до 49%.
Самыми частыми жалобами были усталость и слабость — спустя полгода от них страдала половина пациентов, спустя год — каждый пятый. Треть спустя год жаловалась на одышку, чаще это были те, кто во время болезни находился на ИВЛ.
В показателях тестов на функцию легких, проведенных спустя полгода и год после болезни, улучшений не наблюдалось.
Компьютерная томография показала, что примерно у половины пациентов спустя полгода сохраняется поражение легких. Спустя год доля таких пациентов снизилась, но среди тех, кто перенес болезнь наиболее тяжело, все еще оставалась высокой — 39-87% в зависимости от тяжести состояния.
В силу возраста около половины пациентов находились на пенсии еще до болезни. Среди тех, кто еще работал, 88% вернулись на прежнее место, 76% смогли в течение года возобновить трудовую деятельность в прежнем объеме. Среди тех, кто решил уволиться или выйти на пенсию, треть сделали это из-за ухудшения физических возможностей.
По сравнению с мужчинами, женщины спустя год в 1,4 раза чаще сообщали об усталости или мышечной слабости, в два раза чаще — о тревоге или депрессии, и почти в три раза чаще у них наблюдались нарушения газообмена в легких.
Люди, получавшие кортикостероиды во время острой фазы заболевания COVID-19, в 1,5 раза чаще испытывали усталость или мышечную слабость.
По сравнению с людьми того же возраста, пола и с теми же ранее существовавшими проблемами со здоровьем, но не болевшими COVID-19, люди, пережившие госпитализацию, спустя год чаще сталкивались с болью или дискомфортом (29% против 5%) и проблемами с передвижением (9% против 4%).
«У нас не было исходных данных по участникам исследования до того, как они заболели COVID-19, — говорит Лисюэ Хуан, соавтор исследования. — Однако состояние здоровья людей, которые никогда не болели COVID-19, позволило нам выявить разницу. Мы надеемся, это поможет понять влияние болезни на качество жизни людей, переживших ее».
Количество пациентов с тревожными состояниями и депрессивными симптомами немного увеличилось — спустя полгода их было 23%, а спустя год — 26%. Среди непереболевшего населения таковых наблюдалось всего 5%.
«Мы еще не до конца понимаем, почему психиатрические симптомы чаще встречаются через год, чем через шесть месяцев у людей, переживших COVID-19,
— говорит соавтор работы Сяоин Гу. — Они могут быть вызваны биологическим процессом, связанным с самой вирусной инфекцией или иммунным ответом организма на нее. Или же они могут быть связаны с уменьшением социальных контактов, одиночеством, неполным восстановлением физического здоровья или связанной с болезнью потерей работы. Необходимы крупные, длительные исследования людей, переживших COVID-19, чтобы мы могли лучше понять долгосрочные последствия COVID-19 для физического и психического здоровья».
Наблюдение за пациентами проводилось в пределах одной больницы, поэтому авторы советуют не торопиться обобщать результаты на всех людей. Кроме того, в работе рассматривалось лишь небольшое количество пациентов, попавших в отделение интенсивной терапии, поэтому выводы, касающиеся наиболее тяжелобольных пациентов, следует интерпретировать с осторожностью. Тем не менее, работа дает представление о том, с какими последствиями могут столкнуться переболевшие COVID-19 даже спустя долгое время, и на что стоит обращать внимание врачам при работе с такими пациентами.