Компания SpaceX провела пятые испытания прототипа космического корабля Starship, они прошли успешно, сообщает CNN.
«У нас получилось! Starship приземлился», — отчитался во время прямой трансляции инженер SpaceX Джон Инспрукер.
Запуск состоялся 5 мая в 22:24 GMT (6 мая 01:24 мск) на испытательном полигоне Starbase, расположенном неподалеку от южно-техасской деревни Бока-Чика.
Корабль поднялся в небо примерно на 10 километров, совершил ряд маневров и спустя шесть минут благополучно приземлился на бетонную посадочную площадку.
Во время предыдущих четырех запусков, прошедших в последние месяцы, удавалось достичь почти всех целей, но с мягкой посадкой не складывалось. Но SpaceX извлекла уроки из неудачных посадок и модернизировала прототип.
«SN15 имеет усовершенствования в конструкции, авионике, программном обеспечении и двигателях, которые позволят увеличить скорость и эффективность на протяжении полета», — отмечают представители SpaceX.
Задача Starship — доставлять в будущем людей и грузы на Луну, Марс и другие отдаленные пункты назначения. Система состоит из двух элементов, оба из которых предназначены для многоразового использования — непосредственно корабля Starship и ракеты-носителя Super Heavy. И корабль, и ракета будут оснащены двигателями Raptor, разработанными в SpaceX. Starship получит шесть таких двигателей, Super Heavy — 30.
Хотя SN15 — полномасштабный прототип Starship по длине и ширине, он получил всего три двигателя. Будущие прототипы, впрочем, станут мощнее, заверил Маск. До конца этого года SpaceX рассчитывает запустить Starship на земную орбиту. А к 2023 году Маск надеется полностью подготовить Starship к эксплуатации, хотя и признает, что такие сроки слишком амбициозны.
Предыдущие испытания прошли в начале марта 2021 года. Прототип SN10 взлетел со второй попытки — тремя часами ранее старт пришлось отменить в последнюю секунду, когда бортовой компьютер зафиксировал повышенную тягу одного из двигателей. Однако инженеры решили, что эта проблема несущественная, скорректировали настройки, дозаправили корабль и осуществили вторую попытку.
Корабль поднялся при помощи трех двигателей, после чего по достижении десяти километров один за другим отключил их, перевернулся и начал свободное падение, сохраняя ориентацию при помощи стабилизаторов.
Если в прошлых испытаниях корабль садился на двух двигателях, и проблемы с включением одного из них приводили к аварии, то теперь Маск решил повторно включать все три. Отвечая на вопрос, почему этого не было сделано раньше, он сказал: «Мы были слишком тупыми».
На этот раз проблем с повторным включением двигателей не было — все три снова включились у земли и позволили кораблю погасить скорость. Затем, как и было запланировано, один двигатель отключился, корабль принял вертикальное положение для посадки.
Корабль успешно сел на площадку, а Инспрукер успел объявить о «прекрасной мягкой посадке», но SN10 неожиданно подпрыгнул на несколько десятков метров, объятый пламенем, и рухнул, разлетевшись на части.
По предварительным данным, причиной стала утечка метана из топливного бака.
Испытания более ранних прототипов, состоявшиеся зимой 2021 года, оказались еще менее удачными. Образцы SN8 и SN9 успешно стартовали с площадки, достигали высоты 10 километров, переворачивались на брюхо и свободно падали в атмосфере с выключенными двигателями. Перед самой землей двигатели включались, корабль переворачивался, гасил скорость, однако обе посадки заканчивались взрывом – выяснилось, что при перевороте возникала проблема с переключением питания двигателей с одного топливного бака на другой.