Арестованный в Москве по делу о госизмене ученый Анатолий Губанов участвовал в международном проекте по созданию гиперзвукового самолета и является представителем известной в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского) династии ученых.
Совместно с российскими и зарубежными авторами у Губанова вышло множество статей по расчету и конструкции сверхзвукового демонстратора.
«Они занимаются международным проектом HEXAFLY-INT по созданию гиперзвукового летательного аппарата для гражданских применений. В нем участвует много стран – немцы, итальянцы, американцы. Уже проводились эксперименты, не только в гиперзвуковой трубе ЦАГИ, но и в ЦИАМе, в ЦнииМаше. Пока это не самолет, а маленький демонстратор размером метра два-три, создаваемый, чтобы показать, что такое возможно», — рассказал «Газете.Ru» источник в ЦАГИ, добавив, что ученый преподавал аэродинамику на ФАЛТе (Факультет аэромеханики и летательной техники МФТИ).
Помимо проекта HEXAFLY-INT физик занимался и другими темами, но арест, вероятно, связан именно с этим проектом. «Работы у него было много, но претензии думаю, могли быть только по этому проекту», — считает собеседник издания.
Экспериментальная летно-испытательная модель в аэродинамической трубе ЦАГИ
hal.archives-ouvertes.fr«Это какой-то 37-й год. Все такие международные проекты могут затеваться только в том случае, если получены все разрешения, пройдены все инстанции, через Минпромторг, военных. Никаких возможностей делать это без таких разрешений нет, и все ученые об этом знают. Все выпускаемые отчеты проходят через разрешительные комиссии, которые решают, что можно, а что нет», — уточнил он.
Губанов — представитель известной авиационной династии, он приходится зятем Леониду Шкадову, известному ученому и одному из руководителей авиапромышленности СССР. Работает в ЦАГИ с 1979 года, возглавляет отдел в НИО-2 (отделение аэродинамики самолетов и ракет), известно, что ученый имеет несколько патентов на различные изобретения.
Сфера интересов арестованного ученого — высокоскоростные летательные аппараты, в ЦАГИ, по данным источников, все темы, связанные со сверхзвуком, сопряжены с повышенной секретностью.
У Губанова пятеро детей, трое из которых, сын Глеб и две дочери, тоже работают в ЦАГИ.
По словам другого источника в ЦАГИ, сын ученого Глеб стал очень известен в последние годы. «Глеб — он такой вундеркинд, еще на третьем курсе создал гаситель вибраций деталей, которые обрабатываются на станке, несколько лет его испытывал, на МАКСе был у него стенд. У него несколько фирм, пытался все продавать эти гасители, — сказал собеседник издания. – Это очень известная такая семья».
По его словам, статья о династии ученых не так давно публиковалась в корпоративном закрытом журнале «Новости ЦАГИ». В ЦАГИ не смогли оперативно ответить на запрос «Газеты.Ru» касательно ареста сотрудника.
Другой источник, знакомый с ситуацией в ЦАГИ, намекнул, что недоброжелатель у Губанова мог найтись и в стенах института. «Там сотрудники постоянно подписывают документы, где указывают — не приводили ли своих родственников и знакомых на работу в ЦАГИ, сейчас там это считается коррупцией. Ну а если сам он привел на работу двух дочерей, закончивших институт, в котором преподает, и они работают в его отделении под его началом, то это что? — задался вопросом он. — Тут люди очень неплохо пристраивают своих родственников ради коммерческого интереса и не всегда на благо науки. Мало ли что тут кому не понравилось…».
Из пяти опрошенных «Газетой.Ru» соавторов Губанова все отказались что-то сказать о нем, совместной работе и аресте.
Как сообщил источник в авиационной отрасли, в настоящее время проект, по крайней мере на некоторых этапах в России, в частности в испытаниях двигателей, прекратил реализацию, поскольку на него перестал выдавать деньги Минпромторг. На момент публикации в министерстве не ответили на запрос.
Проект HEXAFLY-INT — новая попытка создания высокоскоростного гражданского воздушного гиперзвукового самолета. Целью ученых и конструкторов является создание опытной машины, способной показать высокие характеристики и подтвердить работоспособность идей проекта. В дальнейшем на их основе могут быть созданы полноценные сверх- и гиперзвуковые лайнеры.
Работы по проекту начались в 2014 году. На проведение исследований, конструкторских работ и испытаний отводилось 5 лет. Конечной целью программы является получение крейсерской скорости не менее 5000-6000 км/ч или выше. В 2016 году пресс-служба ЦАГИ разослала три релиза с упоминанием проекта, в 2017 — четыре, 2018 и 2019 по одному, в 2020 — ни одного.