Китайский многоразовый экспериментальный космический аппарат, запущенный 4 сентября 2020 года, после двух дней полета вернулся и успешно приземлился на заданной площадке, сообщает агентство «Синьхуа».
«Многоразовый космический аппарат, успешно запущенный Китаем с космодрома Цзюцюань, успешно вернулся на место запланированной посадки 6 сентября после двухдневного полета на орбите, — говорится в сообщении. —
Полный успех этого эксперимента знаменует собой прорыв в китайских исследованиях космических аппаратов многократного использования».
Больше никакой информации о космическом аппарате Китай не предоставил — ни данных о назначении полета, ни фотографий, ни даже названия.
«Как сказали китайцы — штатно приземлился в заданном районе. В каком районе — не сказано, во сколько — не сказано, фотографий нет, — поделился с «Газетой.Ru» научный журналист, эксперт в области космонавтики Игорь Лисов. — Ничего нового. Двое суток пролетал и все, тишина. Естественно, за эти двое суток он ничего сделать на орбите не мог.
Маневров никаких особых не было видно, так что чисто испытательный полет без каких-либо опасных или странных действий».
Об успешном запуске аппарата китайские власти сообщили в пятницу, источником информации стало государственное агентство «Синьхуа». Из сообщения следует, что запуск осуществлен ракетой «Чанчжэн 2F» с космодрома Цзюцюань на северо-западе страны в автономном районе Внутренняя Монголия.
Сообщение о запуске не сопровождалось ни фотографиями, ни точным временем. Единственное, что известно про космический аппарат, — он экспериментальный и многоразовый. Во время полета аппарат, согласно сообщению, должен был «проверять технологии многоразовости, обеспечивать технологическую поддержку ради мирного использования космоса». Эксперты допустили, что аппарат может быть космопланом, который Китай обещал запустить ранее.
«Этот пуск очень нехарактерен повышенной степенью секретности. За тридцать лет я не припомню ни одного случая, чтобы они даже не назвали времени старта. Такого в принципе не бывало. Если бы было что-то обычное, показали бы ракету с обтекателем.
А вот если аппарат с крылышками стоит на ракете прямо без обтекателя, то такое, понятно, показывать нельзя,
— отметил ранее Лисов, напомнив, что в Китае приняты меры, по недопущению утечек о запусках со стороны местных жителей и блогеров. – Максимальная сумма, которую выплачивает министерство государственной безопасности за донос на шпионов – 500 тыс. юаней. Это довольно солидная сумма».
В настоящее время единственный действующий космоплан, способный возвращаться с орбиты и совершать посадку по-самолетному на аэродроме находится в собственности ВВС США – их космоплан X-37B осуществил уже пять длительных миссий и как раз в настоящее время находится в космосе.
На одно интересное обстоятельство обратил внимание еще перед запуском известный голландский наблюдатель, специализирующийся на отслеживании околоземных объектов, Марко Лангбрук. Оценив примерное время запуска по закрытию воздушного пространства, он заметил, что в момент пуска над Китаем как раз должен пролетать американский шаттл X-37B.
«Что интересно: даже с учетом неопределенности по времени пуска, орбитальный корабль, похоже, сблизится с американским космопланом X-37B! Вау! Похоже, это заставит кого-то в США попотеть!», — заметил Лангбрук.
Несмотря на то, что запуск был секретным, о том, что он готовится, эксперты догадались, обратив внимание на объявленное заранее закрытие воздушного пространства вблизи космодрома. Китайские власти разослали NOTAM — так называемое извещение летному составу в районах возможного падения ступеней. По словам Лисова, китайские источники еще с марта начали передавать сообщения о том, что на космодроме Цзюцюань внезапно стали готовить к старту ракету «Чанчжэн 2F», которая ранее нигде, кроме пилотируемой программы не использовалась.
Сообщения о разработке в Китае многоразового крылатого аппарата «Шэньлун» появились еще несколько лет назад. Так, в декабре 2007 года на одном из китайских сайтов появились фотографии прототипа космического летательного аппарата с иероглифами «Шэньлун», подвешенного под фюзеляжем самолета-носителя H-6 (китайский вариант советского Ту-16).