23 августа 1935 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) выпустили совместное постановление о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами с серпом и молотом. Работы планировалось завершить к очередной годовщине Октябрьской революции 7 ноября. Как следовало из официального сообщения ТАСС, замене подлежали орлы на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях кремлевской стены, а также два орла со здания Исторического музея.
Но еще раньше большевики озаботились курантами на Спасской башне, изготовленными в середине XIX века датскими подданными.
С эпохи Николая I они играли «Марш Преображенского полка» и «Коль славен наш Господь в Сионе», пока не были серьезно повреждены во время московских боев и штурма Кремля в октябре 1917 года. В сентябре 1918-го куранты восстановили по личному распоряжению главы советского правительства Владимира Ленина. До 1938 года они играли «Интернационал» и «Вы жертвою пали…».
Ленин хотел решить и судьбу двуглавых орлов, неоднократно заявляя о необходимости их демонтажа с башен. Однако при жизни «вождя мирового пролетариата» дело не сдвинулось с мертвой точки. Исполнению воли Ленина помешала высокая стоимость работ. На кадрах кинохроники начала 1930-х годов башни Кремля все еще венчают двуглавые орлы – эти крайне неприятные коммунистическому режиму символы старой царской власти.
Двуглавые орлы, являясь государственной символикой России, возвышались на верхушках шатров кремлевских башен с XVII века. Примерно раз в столетие медных позолоченных орлов меняли, поскольку видоизменялось изображение самого герба. На момент снятия орлов все они были разного возраста: самый старый орел Троицкой башни — 1870 года, самый новый — Спасской башни — 1912-го.
С течением лет с ними случались различные происшествия. Так, самый древний орел, водруженный на Спасскую башню по указу первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича еще в начале XVII века, обрушился при пожаре 1633 года. Советские пропагандисты, доказывавшие в середине 1930-х годов целесообразность замены орлов на звезды, утверждали, что власть выгоняла вешать орлов арестантов из тюрем. Неумелые и слабые из-за плохого питания, они якобы массово срывались с башен, калечились и погибали.
В 1930 году оперативный отдел НКВД поручил специалистам Центральных художественно-реставрационных мастерских под руководством известного художника и реставратора Игоря Грабаря провести экспертизу кремлевских орлов. Академик в своем докладе управделами Совнаркома СССР Николаю Горбунову писал, что «ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем».
В свою очередь, Горбунов сообщал секретарю президиума ВЦИК Авелю Енукидзе: «Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена — я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма?»
В итоге ВЦИК постановил выделить на замену орлов 95 тыс. рублей. Проведение работ курировали НКВД и комендант Кремля Петр Ткалун.
Звезды сначала изготовили из красной меди, нержавеющей стали и уральских самоцветов – аметистов, топазов, аквамаринов по рисунку художника Евгения Лансере с поправками Сталина. Например, по первому варианту эскиза генеральный секретарь партии сделал следующее замечание: «Хорошо, но надо бы без круга в центре».
Только на позолоту потребовалось 70 кг золота. Делали звезды на авиазаводах под непосредственным руководством оперативного отдела НКВД.
Обветшавшие к 1935 году перекрытия сводов башен и шатры не могли выдержать вес звезд. Пришлось усилить кирпичную кладку верхних этажей башен и сделать дополнительные металлические стяжки по периметру. Шатер Никольской башни при этом полностью разобрали и возвели заново.
«Сейчас эти орлы снимаются, — писал журнал «Уральский следопыт» в 1935 году. — По словам «Правды», оказалось, что орлы на Троицкой и Спасской башнях сделаны из красной позолоченной меди, на Никольской и Боровицкой – из кровельного железа. Склепаны они очень грубо. Крылья их и короны прострелены пулями октябрьских боев. Штыри еле-еле выдерживали груз орлов. Почти все орлы склепаны намертво. Лишь на Троицкой башне орел свинчен болтами из отдельных частей. Он снят частями. Труднее всего было спускать крылья, из которых каждое весит 15 пудов. Цельно-клепанные орлы снимались с помощью специальных кранов, сооруженных Петровским заводом Стальмоста».
Уже через два года звезды потускнели из-за дождей и снега.
Новые установили к 20-й годовщине революции: в 1937-м их сделали по рисунку художника Федора Федоровского из рубинового стекла с мощными, от 3,5 до 5 тыс. Вт, лампами внутри. Звезды были сконструированы и собраны в Центральном научно-исследовательском институте технологии машиностроения (ЦНИИТМАШ). К ноябрю символы нового строя стояли на пяти кремлевских башнях. Изготовлением отдельных частей звезд и механизмов к ним занимались более 20 предприятий.
За прошедшие годы звезды практически не претерпели серьезных реконструкций. Только в 1946 году их снимали, чтобы заменить сегменты с пробоинами от пуль времен войны. Размеры, масса и форма звезд определены высотой и архитектурой башен. Расстояние между концами лучей звезды на Спасской башне – 3,75 м, на Боровицкой – 3,2 м. Несмотря на большую массу (около одной тонны), кремлевские звезды легко вращаются при изменении ветра.
Звезда Спасской башни – один из символов Советского Союза – может вращаться, как флюгер, и имеет двойное остекление – внутренний слой из молочного стекла и внешний рубиновый. Оправа сделана из специальной нержавеющей стали. Внутри сияют автономные лампы мощностью 5 тыс. Вт, которые проверяются дважды в день и имеют особую систему очистки воздуха и вентиляции. Высота башни со звездой составляет 71 м.
А первая звезда со Спасской башни впоследствии венчала шпиль Северного речного вокзала столицы.
В наше время все громче раздаются призывы провести обратную рокировку и вернуть на кремлевские башни двуглавых орлов. Вопрос остается дискуссионным, как и вынос тела Ленина из мавзолея, и переименование станции московского метро «Войковская».