Пандемия коронавируса оказалась для Нью-Йорка опаснее эпидемии испанского гриппа, выяснили специалисты из Гарвардской медицинской школы. Исследование было опубликовано в журнале JAMA Network Open.
«Я знаю, что происходило в Нью-Йорке в 1918 году. Я подумал — неужели тогда было хуже, чем сегодня? И мы взялись за работу. Мы выяснили, что эти пандемии, по крайней мере, для Нью-Йорка, оказались одинаково страшны», — рассказывает Джереми Фауст, ведущий автор исследования.
Исследователи проанализировали смертность на пике эпидемии испанского гриппа в Нью-Йорке и в начале эпидемии коронавируса здесь же. Оказалось, что в пик эпидемии испанки в Нью-Йорке было зарегистрировано 31 589 смертей. В первые два месяца эпидемии коронавируса — 33 465 смертей.
При этом смертность при вспышке коронавируса по сравнению с обычной смертностью возросла гораздо больше, чем во время эпидемии испанки.
Сегодня медицинская помощь стала куда лучше, чем сто лет назад, появились лекарства, гигиенические нормы. Все это привело к снижению средней смертности в Нью-Йорке в два раза. На этом фоне смерти от коронавируса создают еще большую нагрузку на систему здравоохранения, чем смерти от испанки в прошлом веке.
«Для любого, кто не понимает масштабов того, что мы переживаем, поясню:
эта пандемия сравнима по смертности с пандемией испанского гриппа, которая стала самой масштабной в истории человечества»,
— говорит Фауст.
Кроме непосредственно COVID-19, причиной смерти стали и другие болезни, отмечают ученые. Больницы были переполнены, и у людей с тяжелыми заболеваниями не было возможности вовремя получить помощь.
«Главный вывод заключается в том, что, сравнивая эти две эпидемии по масштабам смертности, по тому, насколько они сказались на системе здравоохранения, мы видим, что они очень похожи, — продолжает Фауст. — На самом деле, если подумать, COVID-19 — это больший шок для нашей системы здравоохранения сегодня, потому что у нас, как правило, смертность ниже, чем в 1918 году. Таким образом, COVID-19 для нас куда большее отклонение от нормы, чем испанка в 1918 году».
Сейчас у пациентов больше шансов выжить и выздороветь, чем при эпидемии испанки, считает Джон Барри, автор книги «Великий грипп», посвященной той самой эпидемии. Сто лет назад еще никто не знал, как бороться с пандемиями, сдерживать их распространение. Его удивила такая скромная разница в смертности.
Кроме того, сегодня у врачей появилось больше возможностей помочь пациентам. Хотя лекарства от COVID-19 нет, спектр мер поддержки пациентов значительно увеличился за прошедший век. Многих из них сто лет назад просто не было.
«Нам не нужно ждать конца эпидемии, чтобы оглянуться назад и увидеть, что по своим масштабам она похожа на эпидемию испанки,
— говорит Фауст. — Я веду к тому, что, если мы что-то не сделаем, если мы не будем относиться к этому действительно серьезно, то через год мы, возможно, увидим те же цифры, что и в 1918 году».
Эпидемия испанского гриппа 1918-1920 годов стала самой массовой эпидемией за всю историю человечества. Испанкой заразились не менее 550 млн человек — треть населения Земли. Число смертей в разных источниках оценивается от 17 до 100 млн. Летальность среди зараженных, таким образом, составила 3—20 %.
Авторы работы отмечают, что власти слишком рано отменили меры, направленные на сдерживание эпидемии. Вирус все еще опасен для США и других стран. Хотя количество заболевших в день начинает уменьшаться, оно все еще исчисляется тысячами случаев. Большие надежды исследователи возлагают на вакцину от коронавируса — они рассчитывают, что она позволит значительно замедлить распространение инфекции и избежать таких потерь, как при испанке.