Процесс стыковки транспортного грузового корабля «Прогресс МС-15» с Международной космической станцией (МКС), состоявшийся 23 июля, изучают специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия». Как сообщил официальный Twitter-аккаунт Роскосмоса, при осуществлении стыковки наблюдались некоторые отклонения корабля относительно мишени. Отмечается, что они находились в пределах допуска, определенного документацией. По этой причине не было необходимости в переходе в ручной режим управления стыковки.
Как уточнили в госкорпорации, наземный персонал управления и экипаж российского сегмента МКС контролировали процесс.
«Стыковка была осуществлена в автоматическом режиме», — подчеркнули в Роскосмосе.
Корабль «Прогресс МС-15» с грузами для экипажа МКС был запущен с космодрома Байконур на ракете «Союз-2.1а» в 17 часов 26 минут по московскому времени 23 июля. Примерно через девять минут он был выведен на орбиту и отделился от третьей ступени ракеты. Это вторая в году доставка грузов на МКС российскими кораблями и восьмой пуск с российских космодромов в 2020 году.
«Прогресс МС-15» прибыл к МКС по сверхбыстрой двухвитковой схеме. Во время стыковки космонавты предлагали специалистам ЦУП перейти в телеоператорный режим управления (ТОРУ), поскольку мишень немного уходила вправо. Однако переход в ТОРУ не потребовался.
Полет занял 3 часа, 18 минут и 31 секунду. Как заявили в Роскосмосе, это рекордный показатель. Предыдущий был больше почти на две минуты. Корабль доставил на орбиту топливо, газы и полторы тонны других грузов. Космонавты получили ресурсную аппаратуру, санитарно-гигиенические материалы, предметы одежды, медикаменты, 420 литров воды и еду.
«Космический «грузовик» доставил на станцию грузы суммарной массой более 2,5 т, необходимые для поддержания полета МКС в пилотируемом режиме и реализации программы научно-прикладных исследований на ее борту», — уточняется в официальном релизе Роскосмоса.
Во время подготовки ракеты «Союз», которая выводила «Прогресс» в космос, также возникали проблемы.
У нее из-за неисправности заменили один из электродвигателей стартового комплекса.
Проблемы со стыковкой – отнюдь не редкость. Так, в ноябре 2001 года возникли неполадки при стыковке грузового корабля «Прогресс М1-7» с МКС. В тот момент, когда стыковочный узел «Прогресса» уже вплотную приблизился к модулю «Звезда», не сработали автоматические замки стягивания. Полностью закончить штатную циклограмму стыковки не удалось. Для устранения неполадок космонавтам Владимиру Дежурову и Михаилу Тюрину пришлось выходить в открытый космос.
В октябре 2006 года нештатная ситуация произошла при стыковке «Прогресс М-58» с МКС. Тогда удалось осуществить механический захват, но корабль не смогли подтянуть к станции из-за того, что в зазор могла попасть не сложившаяся антенна системы стыковки и сближения «Курс».
В апреле 2015 года на запущенном с Байконура космическом грузовике «Прогресс М-27М» не раскрылись антенны системы стыковки с МКС.
В итоге из-за возникновения нештатной ситуации Центр управления полетами принял решение перевести корабль с шестичасовой схемы стыковки на двухсуточную.
Еще один сбой был зафиксирован в июле 2016-го, когда космонавты протестировали усовершенствованную систему дистанционного ручного управления на транспортном «грузовике». После касания стыковочного узла «Прогресс МС-01» к порту МКС двигатели причаливания и ориентации космического грузовика продолжали выдавать импульс, раскачивая корабль, хотя должны были только немного подталкивать его в порт до закрытия удерживающего устройства.
А в августе 2019 года из-за проблем с системой стыковки «Курс» к МКС не смог пристыковаться «Союз МС-14» с роботом Федором на борту. Трудности не удалось ликвидировать оперативно. В результате корабль был отведен от станции на безопасное расстояние. Вторая попытка стыковки была проведена на следующий день. Корабль в автоматическом режиме успешно причалил к станции.