Автором идеи и первым руководителем «Аненербе» («Наследие предков») был голландско-немецкий ученый Герман Вирт. После изучения в Утрехте и Лейпциге философии, германистики, истории и теории музыки он в соавторстве с энтографом Джоном Мейером издал работу «Деградация народных нидерландских песен».
Уже тогда молодой ученый был ярым приверженцем идей пангерманизма, разделял идеалы романтическо-националистических организаций. В отличие от многих современных ему националистов, преуспевших в конструировании легенд о «великом прошлом» германцев, Вирт старался, чтобы его теории имели хоть какое-то научное обоснование.
Согласно Вирту, первые люди якобы появились на юге в Гондване, стране ночи, хаоса, диких инстинктов, необузданных эмоций и примитивных верований, не имеющих ничего общего с истинной религией. Параллельно на Севере существовала Арктогея, огромный остров или континент. Там, в стране Солнца, разума, порядка, уравновешенных инстинктов и истинной веры тоже появился первобытный человек. Причиной деструктивных процессов в обществе нордической расы, по Вирту, послужило расовое смешение с бессловесными и примитивными звероподобными существами с Юга. Таких существ он называл людьми-объектами.
Вирт стал профессором, защитив диссертацию, в которой развил свой уже известный труд об упадке голландского фольклора и придумал свою протомифологию.
Он писал, что забвение народных песен предопределено развитием всемирной экономической системы, а космополитизация хозяйственной жизни привела к трагическому крушению культуры Нидерландов. Вирт обосновывал идею существования монотеистической религии, господствовавшей в древнем мире. По его мнению, в случае воссоздания она должна была послужить основой к возрождению нордической расы и освобождению ее от «проклятия» индустриальной цивилизации.
Ученый основал структуру, которой было суждено стать предтечей «Наследия предков». Академические круги были настроены по отношению к нему резко критически. Из-за псевдонаучных методик исследования истории древности Вирт находился в изоляции. Финансирование его проектов не улучшилось и в первые годы после прихода к власти нацистов, которым нравились идеи историка-радикала. Так, не употреблявший мясо Адольф Гитлер проявил интерес к «нордическому вегетарианству» Вирта. Вместе с тем фюрер критиковал многие заключения ученого, обвиняя его в мракобесии.
Однако именно гипотезы и идеи Вирта легли в основу «Аненербе».
Жизнь Вирта круто изменилась после знакомства с Генрихом Гиммлером, которому его представил писатель Йоханн фон Леере. В лице рейхсфюрера СС опальный историк нашел влиятельного союзника. Один из лидеров нацистов заверил Вирта, что для него мнение академиков не имеет большого значения, а работы «гонимого» ими ученого, напротив, представляют серьезный интерес. Главное, чтобы предлагаемая концепция соответствовала догмам национал-социализма.
В 1935 году в Мюнхене прошла историческая выставка под названием «Наследие германских предков», которую организовал Вирт как автор так называемой «гиперборейской» концепции. Эта концепция существования анти-людей с анти-языком и анти-мыслями заинтересовала антисемитски настроенного Гиммлера, посетившего выставку в мае. Целью экспозиции было идеологическое обоснование ответа на вопросы бытия германской нации. Рейхсфюрер СС остался очень доволен и был поражен «наглядностью» доказательств превосходства нордической расы. Среди экспонатов выставки особо выделялись древние рунические письмена.
Поскольку выставка должна была способствовать укреплению расового сознания, ее посещение стало обязательным для членов СС, «Гитлерюгенда», женских и студенческих объединений.
Благодаря покровительству Гиммлера профессор продолжил изыскания по проблематике истории древних германцев и обеспечил свой институт научными кадрами. Для реализации своих проектов Вирт получил необходимый бюджет. Результатом альянса рейхсфюрера СС и историка явилось учреждение «Немецкого общества по изучению древних сил и мистики» — или просто «Аненербе» — 1 июля 1935 года.
«Аненербе» было включено в СС, и его руководители вошли в личный штаб Гиммлера. Общество располагало 50-ю исследовательскими институтами, руководимыми профессором Вальтером Вюстом, специалистом по древним священным текстам, преподававшим санскрит в Мюнхенском университете. Нацистская партия уже брала на себя функции защиты нордической расы в духовном, генетическом и мистическом планах.
По инициативе Гиммлера организации был придан официальный статус. Ей ставились такие задачи, как изыскания в области локализации духа, деяний, наследия индо-германской расы, популяризация результатов исследований в доступной и интересной для широких масс форме. Выполнение этой миссии должно было производиться с постоянным соблюдением научных методов и научной точности.
Позиция Гиммлера к Вирту и «Аненербе» резко расходилась с той, которую занимал Гитлер. В частности, на одном из митингов НСДАП в сентябре 1936 года фюрер заявил: «Мы не имеем ничего общего с теми людьми, которые понимают национализм лишь как набор легенд и мифов и в результате слишком легко подменяют его расплывчатыми фразами нордического содержания. Сейчас они начинают проводить исследования, основываясь на мифической культуре атлантов».
Рейхсфюрер СС имел собственный взгляд: он стремился освободить Германию от католицизма и заменить религию новой идеологией. Тем не менее, в 1937-м Гиммлер использовал недовольство Гитлера Виртом для отстранения последнего от руководства «Аненербе» и усиления собственного влияния. В 1939 году Гиммлер стал президентом организации, а роль связующего звена между ученым миром и рейхсфюрером СС взял на себя Вольфрам Зиверс, один из руководителей расовой политики Третьего рейха.
Во второй половине 1930-х, до начала Второй мировой войны, «Аненербе» отправила несколько исследовательских экспедиций в Скандинавию, Карелию, на Ближний Восток и Тибет.
С первых дней функционирования организации как отдела СС археологи, этнографы, филологи, историки снимали для Гиммлера пропагандистские фильмы, писали учебно-воспитательные программы. В обязательном порядке каждому члену СС преподавали эпос «Эдда» и обучали чтению рун. В «Аненербе» часто поднимался вопрос об Атлантиде, и им интересовался Гиммлер. Идеологи нацизма стремились придать германским «началам» независимый окрас, что позволяло бы нацистам ощущать свою исключительность.
Изучение древней германской истории осуществлялось в сочетании естественных наук и любительского романтизма, направленных на подтверждение превосходства индо-германской расы (термин «арийцы» не использовался в официальных документах и законах). Солидное финансирование позволило привлечь к «научным» исследованиям первоклассных ученых, с помощью которых были достигнуты некоторые результаты. Затем изучение древней германской культуры было сокращено. «Аненербе» выполняло приказ по обеспечению «расовой теории».
В качестве штаб-квартиры для «Аненербе» Гиммлер планировал замок Вевельсбург, находившийся в ведении СС.
По задумке, он должен был стать храмом нацистской религии. Эта «религия» была смесью из нордических богов, солнечных культов и теорий об уникальности германской расы, которой якобы угрожает восточное иудеохристианство. В Вевельсбурге проходили идеологическую обработку офицеры СС.
Сотрудники «Наследия предков» читали лекции бойцам зондеркоманд и охране концлагерей для «научного» обоснования тотального уничтожения врагов Тысячелетнего рейха. Один из лучших в мире специалистов по культурам готов и викингов, доктор Герберт Янкун, доказывал, что древние германцы безжалостно топили в болотах предателей, гомосексуалистов и вероотступников. Известные рунические символы СС также вошли в употребление в результате увлечения Гиммлера идеями «Аненербе».
«Две руны «Зиг» образовали название наших СС. Мертвая голова, свастика и руна «Хагал» демонстрируют непоколебимую уверенность в окончательной победе нашей философии», — отмечал рейхсфюрер.
СС и «Аненербе» очень серьезно относились к легенде о Святом Граале — камне с руническими надписями, якобы заключавшими неискаженную мудрость прошлого, утраченные познания нечеловеческого происхождения. Переговоры об экспедиции по его похищению велись с Отто Скорцени. Гиммлер специально создал для этого секретную секцию — осведомительную службу, занимавшуюся «областью сверхъестественного». Руководил экспедицией по поиску Святого Грааля штурмбанфюрер СС Отто Ран. Одно время ходили слухи, что поиски реликвии увенчались успехом, но никаких подтверждений этому не осталось, а сам Ран в 1939 году погиб при загадочных обстоятельствах.
После вступления Германии в войну в сферу «Аненербе» вошли опыты на людях. В качестве материала использовались узники лагерей смерти. Антрополог и анатом Август Хирт, руководитель медицинских программ «Аненербе», коллекционировал черепа и скелеты людей разных национальностей, заспиртовывал тела. За опытами внимательно следил Гиммлер.
Члены «Наследия предков» курировали проект создания первой в мире баллистической ракеты дальнего действия «Фау-2».
Другие учебно-исследовательские отделы общества проявляли интерес к музейному имуществу оккупированных стран. Сотрудники «Аненербе» присваивали экспонаты, имевшие отношение к древнегерманской истории. После оккупации Крыма и разграбления музеев в 1942 году полуостров планировалось засеять дубами и буками, чтобы придать местной природе схожесть с германской. По мнению Гиммлера, на «ариизацию» Крыма должно было уйти 20 лет.
После капитуляции нацистской Германии деятельность «Аненербе» была рассмотрена Нюрнбергским трибуналом. В качестве улики в зал доставили коллекцию черепов. Зиверс был приговорен к смертной казни на процессе по делу нацистских врачей и повешен. Хирт совершил самоубийство, а Вирт, отстраненный от руководства «Аненербе» после расхождения во взглядах с Гиммлером еще в конце 1930-х, избежал репрессий и продолжил научную деятельность.