Госкорпорация Роскосмос объяснила высокую себестоимость ракеты «Ангара-А5», которую в понедельник узнали российские СМИ. Она связана с ведущейся сборкой ракеты не в одном, а в двух городах, Омске и Москве, а также штучным изготовлением.
«Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5» скоро возобновит летно-конструкторские испытания. Находясь на испытаниях, «Ангара-А5» производится пока не серийно, а штучно. В серии цена приблизится к рыночной», — пояснил РИА «Новости» представитель госкорпорации.
По его словам, до завершения переноса производства в Омск, на площадку ПО «Полет», Центр имени Хруничева вынужден работать на двух площадках, что создает дополнительные накладные расходы.
О том, в какую сумму в настоящее время обходится государству изготовление одной ракеты, стало известно из пояснений к бухгалтерской отчетности Центра им. Хруничева за 2019 год. Там указано, что себестоимость ракеты составляет 7,0 млрд рублей, что в три раза больше, чем цена ракеты «Протон-М».
В документе говорится, что «в рамках консолидации внутреннего резерва» Центр Хруничева с привлечением госкорпорации Роскосмос проводит мероприятия по снижению себестоимости РН «Ангара», в том числе направленных на создание производства замкнутого цикла ракет-носителей семейства «Ангара» на мощностях ПО «Полет» — филиале организации в Омске. «Реализация настоящих мероприятий позволяет обеспечить снижение себестоимости РН «Ангара» с текущего уровня 7,0 млрд руб. до уровня 4,0 млрд руб. к 2024 году», — говорится в документе.
Изготовление ракеты «Протон-М» для запуска телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМУ4», согласно данным с сайта госзакупок, обходится в 2,33 миллиарда рублей по контракту, заключенному в апреле 2020 года, напоминает РИА «Новости».
Таким образом, к 2024-му, когда «Ангара» будет производиться серийно, ее себестоимость останется в полтора раза больше, чему у «Протона-М».
«Ангара» — семейство российских ракет космического назначения нового поколения. Новое семейство использует экологически чистые компоненты топлива. Состоит из унифицированных ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов грузоподъемностью до 37,5 тонны (на низкой околоземной орбите). С их помощью планируется выводить космические аппараты всех типов: спутники, корабли, автоматические межпланетные станции.
Легкая «Ангара-1.2ПП» была запущена в июле 2014 года. Первый испытательный пуск тяжелой «Ангары-А5» состоялся с космодрома Плесецк 23 декабря 2014 года. Также разрабатывается трехступенчатая «Ангара-А5П» тяжелого класса грузоподъемностью до 37,5 тонны на низкую опорную орбиту, 13,3 тонны — на геопереходную, 8 тонн — на геостационарную. В перспективе запуски ракет-носителей этого семейства планируется проводить с космодрома Восточный в Амурской области.
Второй старт «Ангары-А5» намечен на ближайшую осень. Серийное производство будет осуществляться в Омске и должно начаться в 2023 году. Ракете «Ангара-А5» предстоит заменить «Протон-М», который запускается с арендуемого у Казахстана космодрома Байконур и планируется к выводу из эксплуатации в 2025-м.
В январе 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что в госкорпорации принят план действий по повышению конкурентоспособности российских средств выведения. Особый акцент на снижение себестоимости новых носителей семейства «Ангара» и Союз-5 «Иртыш».
Стоимость запуска российских ракет и их себестоимость не первый раз становится предметом обсуждения среди экспертов и в заявлениях руководства Роскосмоса. В апреле на совещании под председательством президента Владимира Путина Рогозин заявил о планах снизить на треть стоимость запусков космических аппаратов.
«Чтобы увеличить свое присутствие на международных рынках, мы проводим работу по снижению более чем на 30% стоимости пусковых услуг», — сказал Рогозин. На той же встрече он в очередной раз обвинил компанию SpaceX Илона Маска в демпинге цен на рынке космических услуг. «Предложенный нами порядок ценообразования — это, по сути, наш ответ на демпинг со стороны американских компаний, которые финансируются за счет бюджета США», — заявил Рогозин.