Операция в Энзели по захвату белогвардейских кораблей
После крушения Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) в боях с Красной армией весной 1920 года основные события разворачивались в Черноморской губернии, где разгромленные войска белых пытались эвакуироваться в Крым из Новороссийска и Анапы. Средняя Азия была второстепенным направлением Гражданской войны, однако ввиду общих неудач белых и, как следствие, успехов РККА, подразделениям ВСЮР пришлось отступать и на этом фронте. Белые оставили Гурьев (современный Атырау) и Красноводск (Туркменбаши), уведя свою Каспийскую флотилию сначала в Баку, а после провозглашения в Азербайджане советской власти – в иранский порт Энзели. Там дислоцировался двухтысячный английский гарнизон.
Советское правительство задалось целью овладеть кораблями белогвардейцев. Для решения задачи в Персию в мае 1920 года была делегирована десантная группа под командованием Федора Раскольникова и Григория Орджоникидзе. Красная флотилия бросила якорь в порту Энзели, высадила десант и потребовала передачи судов и имущества. Вторжение в Персию явилось полной неожиданностью для англичан, чей гарнизон спешно отступил из города.
На вопрос английского командира о том, по чьему поручению прибыли советские корабли, Раскольников ответил:
«Советское правительство не несет за меня никакой ответственности. Я пришел сюда по своей инициативе, на свой собственный страх и риск».
26 мая 1920 года нарком по военным делам РСФСР и председатель Реввоенсовета Лев Троцкий направил Раскольникову телеграмму: «Сообщаю основные директивы политики в Персии: первое, никакого военного вмешательства под русским флагом. Никаких русских экспедиционных корпусов. Всемерное подчеркивание нашего невмешательства с прямой ссылкой на требования Москвы убрать русские войска и красный флот из Энзели, дабы не вызывать подозрения в стремлении к захвату».
С заданием Раскольников справился: корабли белых, равно как и вывезенное имущество, попали в руки к красным. Сами белогвардейцы бежали через Энзелийский залив вглубь Ирана, а англичане после непродолжительного морского боя приняли условие советского ультиматума и отошли в Решт – столицу провинции Гилян. Советское правительство объявило Каспийское море свободным для иранского судоходства и передало Персии русские торговые учреждения в Энзели.
«Через несколько дней я получил телеграмму из Тегерана. Председатель совета министров Персии Воссуг-уд-Доулэ, англофил и ставленник англичан, просил меня передать Советскому правительству официальный протест персидского правительства против высадки в Энзели советского десанта. Так начались дипломатические переговоры между Советским правительством и Персией», — вспоминал Раскольников в своих мемуарах.
Революцию в Гиляне направлял Троцкий
Одновременно в Гиляне на севере Персии, куда входил Энзели, разворачивалось восстание под руководством шейха Мохаммеда Хиабани. Энзелийская операция произвела на местное население колоссальное впечатление. Повстанцы стремились свергнуть шаха и изгнать из страны англичан, которые его поддерживали. Вождям Советской России было интересно разжечь пожар революции и в Передней Азии, однако события Гражданской войны до поры сдерживали эту инициативу. Разгром ВСЮР позволил Троцкому и остальным обратить внимание и на юго-западное побережье Каспийского моря.
Гилян
Весной 1920 года командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе писал в Реввоенсовет, что действия на территории Персии потребуют значительных расходов.
Он также рекомендовал наладить поставки оружия и боеприпасов. Местные лидеры коммунистического движения, в свою очередь, просили Совнарком о содействии в организации революционных частей. Желание изгнать из страны англичан и встать под красные знамена объединяло тогда многих иранцев. История с захватом белогвардейских кораблей явилась отличным поводом для «легального» вторжения РККА в Персию. Персидская революция должна была начаться под прикрытием советского десанта.
Лидер местного национально-освободительного движения Мирза Кучек-хан координировал свои действия с Раскольниковым. Горячая фаза кампании начала разворачиваться 1 июня 1920 года. Бороться с армией шаха и англичанами восставшим помогали 2,5 тыс. советских моряков при 12 орудиях и 40 пулеметах. Всего через три дня, 4 июня, моджахеды Кучек-хана захватили Решт. А 5 июня 1920 года после консультаций с Москвой состоялось провозглашение Гилянской Советской республики на условиях невмешательства РСФСР в ее внутренние дела. Шахская администрация и крупные феодалы бежали в Тегеран.
Деятельностью Раскольникова руководил посредством директив лично Троцкий. Он, в частности, приказывал: «Оказать всемерное содействие Кучек-хану и вообще освободительному движению в Персии оружием, инструкторами, добровольцами, деньгами и прочим, сдав в руки Кучек-хану занимаемую ныне нами территорию. Тайно помочь организовать в Персии широкую советскую агитацию».
А заместитель наркома по иностранным делам Лев Карахан в телеграмме Раскольникову и Орджоникидзе писал: «Мы не возражали бы против организации новой власти по типу Советской власти, причем государственно-административный аппарат был бы советским, но без нашего социального содержания». Не возражая против осуществления мер по советизации в Гиляне, он предлагал советским деятелям при этом оставаться «совершенно в тени».
В Гиляне были сформированы Реввоенсовет республики, правительство и армия. Главой государственного образования избрали Кучек-хана, комиссаром по иностранным делам — Сеида Джафара Пишевари, главнокомандующим — бывшего подполковника Русской императорской армии Василия Каргалетели.
Через несколько дней в Энзели была создана Иранская коммунистическая партия (ИКП).
«Яркий свет зажегся в России, но первоначально мы были так ослеплены его лучами, что даже отвернулись от него. Но теперь мы поняли все величие этого лучезарного светила», — говорил Кучек-хан.
Почему Красная армия ушла из Ирана
Начались активные боевые действия против шахского правительства. Персидская Красная армия предприняла наступление на соседнюю провинцию Зенджан, овладела Менджилем и двинулась на Тегеран. Впрочем, сил персидским красным не хватило. После жесткого сопротивления им пришлось прекратить продвижение и оставить занятые позиции. Постепенно Москва принялась сворачивать свою поддержку. Проект советизации Персии решили отложить до лучших времен.
Вскоре после создания Гилянской республики у Кучек-хана случились разногласия с местными коммунистами. Руководство ИКП во главе с Султан-заде желало поскорее перейти к «строительству социализма». Кучек-хана же коммунисты считали мелкобуржуазным националистом. Разногласия переросли в открытую борьбу. В результате военного переворота в ночь на 31 июля Кучек-хан ушел в отставку, не сумев добиться консенсуса по аграрной реформе. Преемником стал его бывший соратник Эхсанулла-хан.
Власть оказалась у левых коммунистов, придерживавшихся крайних взглядов.
Они заменили правительство Кучек-хана на Совнарком и объявили о проведении социалистической революции. По советской модели коммунисты приступили к массовым конфискациям земли и имущества у помещиков, зажиточных крестьян, горожан и духовенства. Была запрещена частная торговля и закрыты базары.
Все эти меры, сопровождавшиеся религиозной пропагандой, вызвали бурное недовольство у населения. Начались вооруженные столкновения между сторонниками Кучек-хана и ИКП. Съезд народов Востока в Баку в августе 1920 года осудил гилянских коммунистов за левый уклон.
Англия между тем приняла курс на расчленение Персии и превращение ее южной части в свою колонию. Лондон поощрял сепаратизм ханов и феодалов. Для противодействия английским планам Владимир Ленин предложил содействовать прекращению гражданской войны в Гиляне. Москва решила помириться с шахом. Прошли переговоры центрального правительства Персии о заключении договора о дружбе с РСФСР. В марте 1921 года такое соглашение было подписано. Советская Россия отказывалась от всего, чем владела в Иране развалившаяся империя и обязалась вывести войска из Гиляна. Правда, возвращение РККА допускалось в случае, если другие страны будут «превращать Иран в базу для военных выступлений против России». Было поделено Каспийское море. Без иностранной помощи Гилянская республика долго не продержалась.
Еще в феврале 1921 года части персидской казачьей дивизии под командованием Реза-хана вошли в Тегеран и совершили государственный переворот. Были захвачены меджлис, министерства, почта и телеграф, арестованы около 200 представителей знати. А в мае Кучек-хан вновь возглавил правительство Гилянской Советской Республики.
5 октября 1921 года казаки Реза-хана вошли в Решт и вскоре во всем Гиляне была восстановлена власть центрального правительства.
Кучек-хана поймали и убили в горах Талыша. Его отрубленную голову доставили в Тегеран.
Раскольников, правда, сообщал в своей книге «На боевых постах», что Кучек-хан умер собственной смертью. «Впоследствии он изменил революции, но продолжал сопротивляться войскам персидского шаха. Однажды зимней ночью в лютую стужу во время сильной пурги Кучек-хан замерз на высоком перевале. Преследовавшие его правительственные войска наткнулись на окоченевший труп. Они отрубили его красивую голову и как трофей доставили шаху».
Реза-хан уволил большинство английских офицеров, находившихся при иранской армии, и добился вывода войск Великобритании из Персии. Как следствие, суверенитет государства был восстановлен, а политическое влияние Лондона значительно ослабло.