Стресс, травмы и столкновение со смертью вызывают у женщин желание родить первого ребенка как можно раньше и оставить больше потомства, выяснили антропологи из Университета Турку в Финляндии, изучив поведение девушек из финской военизированной организации времен Второй мировой войны «Лотта Свярд». Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.
«Я — эволюционный антрополог, и вопрос того, как люди адаптируются к условиям, возникающим в процессе развития общества, играет для меня важную роль.
А репродуктивное поведение находится в центре всего этого, — говорит автор исследования Роберт Линч.
— Поэтому, когда я узнал, что у нас есть данные о женщинах, подверженных более высокой смертности и стрессу в молодом возрасте, которые могли бы помочь ответить на некоторые из этих вопросов, это, естественно, вызвало у меня большой интерес».
В 1939 году началась Советско-финская война, и жители Карелии бежали в западную Финляндию. Около 60% из них вернулись в Карелию, когда она была временно отвоевана Финляндией в период с 1942 по 1944 год. В период между 1968 и 1970 годами более 300 специалистов провели структурированные интервью примерно с 250 тыс. эвакуированных карелов.
В этих интервью приняли участие 37,5 тыс. женщин. Исследователи зафиксировали год и место их рождения, профессию и годы рождения всех их детей. Более 4000 из этих женщин состояли в военизированной организации «Лотта Свярд», которой было поручено оказывать поддержку войскам в качестве медсестер, наблюдать за воздушными налетами, работать в столовой и всячески помогать армии. В 1939 году этим женщинам было от 12 до 40 лет.
Организация «Лотта Свярд»
Wikimedia CommonsИсследователи обнаружили, что молодые женщины, вступившие в организацию «Лотта Свярд», после войны ждали меньше времени, прежде чем родить первого ребенка, имели более короткие интервалы между родами и, в целом, рожали больше и чаще по сравнению с женщинами, не состоявшими в организации.
«Среднестатистический читатель должен понять, как давление, оказываемое в прошлом эволюционным процессом, может влиять на ваше собственное текущее поведение, — говорит Линч. — В случае, когда люди находятся в опасной или непредсказуемой среде, возможно, эволюционно более выгодно не нацеливаться на успех в будущем, а действовать здесь и сейчас. Такое поведение может привести к серьезным изменениям в жизни — например, повлиять на то, сколько у вас будет детей и когда вы их заведете».
Глобальные жизненные проблемы оказывают огромное влияние, уверен Линч. Если изучить воздействие различных исторических событий, станет ясно, что они влияют на многие аспекты поведения — склонность к риску, социальное поведение и темпы полового развития.
Однако, отмечает он, это исследование можно связать и современными событиями. В условиях пандемии COVID-19 дети и подростки сталкиваются с неопределенностью, стрессом и ростом смертности вокруг.
И, если эти факторы действительно влияют на половое поведение и репродуктивные решения, то, повзрослев, молодежь может раньше предыдущего поколения стремиться создать семью и оставить потомство.
«Это, конечно, просто предположение, — говорит Линч. — Но если дети постоянно видят в СМИ новости о смертях от COVID-19 и, возможно, болезнь уносит жизни членов их семей, мы можем ожидать в будущем изменения поведенческих реакций, которые могут привести к более раннему производству потомства».
Впрочем, о причинно-следственной связи между тяжелыми жизненными событиями и стремлением родить ребенка пока речи не идет.
«Мы не знаем непосредственных причин изменений в поведении, которые приводят к ускорению репродуктивного графика», — говорит Линч.
Ситуация в Финляндии во время Второй мировой войны стала «естественным экспериментом», в ходе которого две в остальном похожие группы женщин различались по одному фактору — присоединялись они к «Лотта Свярд» или нет. Однако у исследования были и ограничения, отмечают авторы. Оно не было контролируемым и рандомизированным, женщины оказывались в организации по собственному выбору, и, возможно, какие-то факторы могли повлиять и на него, и на желание пораньше завести детей.