Академик РАН, руководитель проекта «Радиоастрон» и один из авторов метода радиоинтерферометрии Николай Кардашев скончался в субботу, 3 августа, на 88-м году жизни. Об этом сообщил на своей странице в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) член-корреспондент РАН Юрий Ковалев.
Кардашев входил в десятку самых авторитетных российских ученых. Еще в советский период он прославился пионерскими работами по астрофизике. В рамках программы SETI – поиска жизни во Вселенной – он предложил системную модель космических цивилизаций. Предполагалось, что, чем более «продвинута» цивилизация, тем выше уровень ее энергопотребления. В этой работе исследователь высказал идею о том, что некоторые галактические цивилизации, возможно, существовали за миллиарды лет до нашей, и рассчитал шкалу ранжирования таких цивилизаций — шкалу Кардашева. Серьезные советские исследования в области поиска внеземного разума опередили подобные программы в США на несколько лет.
Кардашев считал, что любая цивилизация, энергетическое потребление которой растет с умеренной скоростью (несколько процентов в год), будет стремительно переходить с одной ступени на другую, и такой переход займет у нее от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч лет. Он предполагал, что если верна гипотеза Мультивселенной, то наиболее развитые цивилизации покинули нашу Вселенную и переселились в другие, более подходящие для них.
Кардашев являлся учеником основателя школы современной астрофизики Иосифа Шкловского, под руководством которого защитил кандидатскую диссертацию в 1962 году.
На протяжении многих лет Кардашев возглавлял Астрокосмический центр физического института РАН им. Лебедева (ФИАНа), главной задачей которого являлось обеспечение деятельности космического проекта «Спектр-Р» («Радиоастрон»). Благодаря методу радиоинтерферометрии, соавтором которого являлся Кардашев, человечество в апреле текущего года сумело впервые увидеть тень черной дыры.
«Радиоастрон» – официально крупнейший в мире космический проект. Это даже зафиксировано к Книге рекордов Гиннеса, — говорил Кардашев «Научной России». — Было исследовано около двухсот внегалактических объектов. В основном это ядра галактик, активно излучающих радиоволны. А вот что находится в центрах галактик – это главный вопрос астрофизики последнего времени. Параллельно усилия прикладываются на наземных телескопах, чтобы с этим разобраться, но не хватает разрешения.
Главная на сегодня задача заключается в том, чтобы проверить предположение: действительно ли внутри, в центре ядер галактик находятся сверхмассивные черные дыры.
Мы пытаемся убедиться в том, что сама черная дыра излучает очень слабо, поскольку имеется так называемый горизонт видности черной дыры, определяемый теорией относительности. А вокруг нее должен быть ореол газов, которые падают на эту черную дыру. Одновременно часть их ускоряется и тоже излучает. Все это мы пытаемся увидеть в сантиметровом и дециметровом диапазонах длин волн».
«Радиоастрон» представлял собой комплекс из сети наземных радиотелескопов и крупнейшего в мире космического радиотелескопа, с антенной диаметром десять метров. Телескоп был запущен на орбиту в 2011 году и успешно отработал почти восемь лет.
Академик также рассказывал о трудностях в своей работе.
«Мы начинали готовить проект тридцать с лишним лет назад. В «Радиоастроне» реализована схеме интерферометра со сверхдлинной базой (РСДБ), впервые сформулированная мной еще в 1960-х годах. Согласно ее идее, космический радиотелескоп используют совместно с глобальной наземной сетью радиотелескопов. Образуется разнесенная в пространстве система антенн – радиоинтерферометр, позволяющий добиться беспрецедентно высокого углового разрешения при наблюдении космических объектов. За прошедшие годы многих моих коллег не стало, не все дождались запуска.
Закрылись многие организации, потерялись международные соглашения, в рамках которых делались приборы.
Теперь все приходится начинать с нуля. Что касается инженеров, которые должны делать новые приборы, то тут есть большие трудности», — констатировал академик в интервью журналу «Наука и жизнь».
В 1964 году, за несколько лет до открытия радиопульсаров, Кардашев практически предсказал их существование: он пришел к выводу, что находящийся в центральной части Крабовидной туманности очень компактный радиоисточник является сверхнамагниченной быстровращающейся нейтронной звездой.
Биография Кардашева богата различными случаями. Об одном из них рассказывал в своих мемуарах академик Шкловский. Это случилось в конце августа 1979 года, когда в Монреале проходил очередной Международный астрономический конгресс. В последний момент Кардашева, который входил в советскую делегацию, задержали в Москве по причине выявившихся неприятностей в руководимом им космическом эксперименте.
«Я уехал с делегацией в Канаду с большой тревогой за Колю, так как упомянутые выше «неприятности» грозили самыми серьезными последствиями, — вспоминал Шкловский. — На четвертый день работы конгресса, смертельно усталый, ночью я приплелся в крохотную модерновую клетушку студенческого общежития, где мы обитали. Зашел к соседу Всеволоду Троицкому за кипяточком и застал там… сидящего и пьющего чай, солнечно улыбающегося Колю! С ним случилась просто фантастическая история».
Как выяснилось, в последний момент Кардашев успел «ликвидировать неприятности» и вылетел в Монреаль, не имея валюты.
«Того он не ведал, что от аэропорта «Мирабель», куда прилетает московский лайнер, до города Монреаля 20 километров, и за автобус надо платить около 20 долларов.
Ничего не зная, он сидел в полупустом первом классе (полагается членам-корреспондентам) и, расслабившись после недавнего московского аврала, пил томатный сок. Единственным его попутчиком по этому привилегированному классу был какой-то незнакомый солидный товарищ, который внимательно читал последнюю «Литературку». Неожиданно он прервал свое чтение и громко воскликнул:
– Черт знает чем люди занимаются! Тут какой-то Кардашев пишет очередной вздор по этим дурацким внеземным цивилизациям!
– Кардашев – это я, – лучезарно улыбаясь, тихо сказал Коля.
Как у них разговор развивался дальше, я не знаю. Но только вышли они из самолета вполне довольные друг другом. И тут Коля обратил внимание на солидный эскорт, встречающий прямо у трапа его спутника, оказавшегося советским послом в Канаде!
– Подкиньте профессора в кемпинг Монреальского университета, – распорядился посол».
Кардашев не дожил до запуска еще одного проекта – «Миллиметрона», который неоднократно откладывался Роскосмосом.
Предполагается, что в режиме связи с Землей «Миллиметрон» будет работать как крупнейший виртуальный радиотелескоп, способный исследовать структуру ядер галактик, черных дыр, пульсаров, изучать реликтовое излучение, искать самые ранние следы формирования Вселенной, белые дыры и кротовые норы.