Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Виновата система»: как не умереть на физре

Эксперт рассказал, почему школьники умирают на физкультуре

Почему школьники умирают на уроках физкультуры из-за проблем с сердцем, на какие симптомы у подростков следует обратить внимание родителям и учителям и должен ли педагог реанимировать ребенка, «Газете.Ru» рассказал доктор медицинских наук Юрий Шварц.

В СМИ регулярно появляются сообщения о смерти детей на уроках физкультуры. 14 мая стало известно об очередном трагическом происшествии — 14-летняя школьница из Архангельска почувствовала себя плохо во время пробежки на занятии, во время госпитализации девочка скончалась.

Чаще всего причиной смерти учеников становятся проблемы с сердцем. Почему это происходит и на какие симптомы у подростков следует обратить внимание родителям и учителям, «Газете.Ru» рассказал заведующий кафедрой факультетской терапии Лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета Юрий Григорьевич Шварц.

— Являются ли подростки особой группой риска в связи с ростом организма? Каким проблемам с сердечно-сосудистой системой они наиболее подвержены?

— Предрасположенность к сердечным заболеваниям начинает формироваться внутриутробно. У подростков на это накладываются лишний вес, вредные привычки, например, курение. Развитие организма, его рост сам по себе — генетически обусловленный процесс. Не совсем корректно говорить, что сердце «не поспевает» за ростом организма. Правильнее говорить, что в подростковом возрасте могут проявляться наследственно обусловленные заболевания, в том числе — заболевания сердца, например, пролапс митрального клапана (выпячивание одной или обеих створок митрального клапана, отделяющего левое предсердие от левого желудочка), гипертрофическая кардиомиопатия (утолщение стенки желудочка), нарушения сердечного ритма, в том числе и опасные для жизни аритмии.

Подобные генетически обусловленные заболевания и являются причиной внезапной смерти на уроках физкультуры.

В основном это опасные для жизни аритмии, и нередко в основе их лежит синдром удлиненного интервала QT. От этой патологии страдает один из 2-5 тысяч человек. Она может проявляться и в подростковом возрасте, и это бывает фатальным. Также в подростковом возрасте может развиваться и приводить к фатальным исходам, а до этого никак себя не проявлять гипертрофическая кардиомиопатия.

— На что стоит обратить внимание родителям, учителям, врачам?

— Самый грозный симптом — это обморок, как у самих подростков, так и у близких родственников.

Это повод для немедленного обращения к кардиологу.

Недавно был описан случай, когда на занятиях по спортивным танцам умерла девочка, которая перед этим падала в обморок. Но врачи все равно допустили ее к занятиям. При этом за обмороками нередко стоит опасная для жизни аритмия. Ранняя внезапная смерть у близких родственников тоже весьма грозный прогностический признак.

— Как часто в подростковом возрасте надо посещать кардиолога? Раз в год? Нужно ли вообще особое внимание к профилактике сердечных заболеваний у подростка или достаточно просто вести здоровый образ жизни?

— Если нет никаких жалоб, то раз в год не надо обращаться. Чтобы дети росли здоровыми, они должны ходить на физкультуру. А тот, кто ходит на физкультуру, должен ходить не к кардиологу — кардиологов на всех детей не хватит, — а в лечебно-физкультурный диспансер или к педиатру.

К кардиологу всем детям ходить не надо. Но кардиограмму всем нужно минимум раз в несколько лет снимать.

— Учитываются ли в школе на уроках физкультуры особенности развития подростков?

— Не учитываются достаточно часто, потому что они не диагностируются вовремя. Это происходит, потому что, во-первых, они нередко протекают без симптомов, а во-вторых ни родители, ни врачи не обращают на симптомы внимания. На обычной ЭКГ могут быть видны предвестники внезапной смерти. И чтобы ее расшифровать, не нужны какие-то особые знания. У нас иногда не учитывают элементарных вещей, что приводит к нехорошим последствиям.

— Есть ли такая проблема, что врачи и учителя не воспринимают жалобы ребенка всерьез?

— Есть проблема с двух сторон. Есть чрезмерное внимание к жалобам и отстранение от физкультуры и спорта тех, кто ими должен заниматься. При нетяжелом пролапсе митрального клапана, например, большинство детей должны заниматься спортом, а их не пускают. И, наоборот, допускают тех, кого нельзя было допускать. Бывают ошибки врачей, но чаще всего проблема в несвоевременном обращении или вообще в необращении.

— Правда ли, что у нас учитель не имеет права реанимировать ребенка, если что-то случилось? Обязаны ли преподаватели уметь оказывать первую помощь? Как с этим за рубежом?

— По нашим законам даже врач в нерабочее время на улице с одной стороны не имеет права квалифицированно реанимировать, с другой — не имеет права не оказать помощь. Парадокс. Но есть европейские и отечественные рекомендации, которые говорят о том, что необходимо обучение не только врачей, а простых людей навыкам реанимации. Это позволит спасти гораздо больше жизней, чем какие-то научные достижения. То есть, если учителей физкультуры, полицейских, пожарных, просто людей обучать навыкам сердечно-легочной реанимации, это позволит сберечь огромное количество ресурсов и спасти достаточно много жизней. Чем больше людей будут владеть этими навыками, тем лучше.

При этом просто быстро вызвать скорую помощь, а скорой помощи быстро приехать — также крайне важно.

За рубежом, не знаю насчет школ, но в местах скопления народа — стадионах, вокзалах, аэропортах – почти всегда находится автоматический дефибриллятор. Людей, которые там работают, обучают им пользоваться. Однако не всегда они действуют правильно. Так что качество реанимации в уличных условиях и там, и у нас не очень хорошее. Но при этом случаев, когда прохожие, владеющие техникой реанимации, помогают тем, кому стало плохо, за рубежом гораздо больше. И, естественно, люди выживают чаще. Есть статистика, что, если рядом находится человек, владеющий техникой сердечно-легочной реанимации, то выжить в этой ситуации шансов в несколько раз больше.

— Что можно сделать, чтобы сократить количество трагических случаев на физкультуре?

— Нужно сделать так, чтобы диспансеризация была не на бумажке, а на деле. Потому что все мы прекрасно знаем, что врачи в поликлиниках чаще всего имитируют либо фальсифицируют диспансеризацию как взрослых, так и детей. Для того, чтобы исправить положение, нужно в первую очередь создать условия для хорошей работы врачей. В нынешней ситуации виноваты не они, а сама система здравоохранения, в том числе ее запредельная бюрократизация.

Загрузка