• задача комиссии состояла в том, чтобы разобраться с технической стороны аварии и ее предотвратить аналогичные в будущем. Но не в установлении и наказании конкретных виновных!
• причина нештатного разделения: неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя бокового блока Д из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб более чем на 6 градусов), допущенной при сборке пакета первой ступени на космодроме Байконур.
Итак, главные выводы комиссии:
• авария произошла на 118 сек полета из-за неотвода бокового блока Д от центрального блока. Боковушка вышла из упора и, скользя носовым конусом вниз, пробила бак горючего центрального блока А. В результате разрушился и оторвался хвостовой отсек центрального блока, что вызвало сильные колебания космического комплекса с автоматическим срабатыванием системы аварийного спасения корабля на 121 сек полета.
На этом пресс-конференция завершилась. В своих лучших традициях «Роскосмос» не рассказал — кто, как и когда повредил злополучный датчик при сборке, и, фактически, указал журналистам и обществу на их место в подобных ситуациях — не ваше это дело. Скажите спасибо, что пригласили, а на полный отчет комиссии не надейтесь!
Последний вопрос задан про репутационный ущерб, которая нанесла авария российской космонавтике. Символично, что задала его корреспондент France Press.
Ответил на него Александр Лопатин: «Конечно, это ущерб для репутации, но из каждой такой ситуации мы делаем выводы, ведь, как говорится в известной пословице — за битого двух не битых дают. Репутация не будет страдать, так как мы будет извлекать уроки. Аварии случаются во всех странах мира, с которыми мы контактируем. Авария для всех нас всегда очень плохое событие».
На пресс-конференцию собралось большое число журналистов, в том числе есть и иностранные. Несмотря на это и отказ «Роскосмоса» называть имена и должности непосредственных виновников аварии, вопросы быстро закончились.
Дмитрий Баранов: «Ракета для следующего пилотируемого пуска собрана в пакет, будут проведена разборка пакета, контроль состояния датчиков, повторная сборка, и подготовка к пуску».
Во время пресс-конференции журналистам были продемонстрированы кадры с результатами работы комиссии, запись пуска ракеты. Шаг в сторону большей интерактивности!
Пуск корабля «Прогресс» состоится 16 ноября. Запуск пилотируемого «Союза» перенесен на 3 декабря, заявили в комиссии.
Лопатин: «Сегодняшнее мероприятие и направлено на то, чтобы общественность узнала все. Всем должно быть понятно, что случилось, и дополнительного отчета не надо. В материале несколько томов серьезной работы, они направлены госзаказчикам, в правоохранительные органы, на предприятия отрасли, чтобы не допускать такой ситуации в будущем».
Журналисты упорно спрашивают про имена виновных. Лопатин: «Мы разбираем техническую сторону вопроса, не хотелось бы называть имена».
Скоробогатов: «Аварийная комиссия провела огромную работу, мы исключили повреждение датчика на заводе-изготовителе и при падении. Единственным местом могла быть сборка пакета на космодроме Байконур. В нашу задачу не входило искать, кто будет наказан».
Заместитель руководителя Федерального космического агентства – Александр Лопатин, замглавы «Роскосмоса»: «Было менее 5% аварийных пусков Союза. Это нож в спину для все сотрудников Госкорпорации. Мы выявили единственно возможную причину аварии, мы выдали рекомендации, которые касаются конструктивных доработок и повышения трудовой дисциплины».
Директор ИМПБ Олег Орлов: «Система аварийного спасения позволила не только спасти жизнь экипажа, но и сохранить его здоровье. Перегрузки экипаж перенес профессионально, без проблем. Экипаж в хорошем состоянии здоровья, не имеет противопоказаний для дальнейших полетов».
Повреждены оказались ракета, чей запуск предстоит осуществить с «Байконура» в ближайшем будущем c грузовым кораблем «Прогресс», и ракета, старт которой состоится в космическом центре в Гвиане.
Что важно! Повреждение было не единичным:
Комиссия выяснила, что аналогичные повреждения при сборке получили еще две ракеты, собираемые «пакетом».
«Виновник всего этого – наш датчик, все это мы обнаружили на месте падения. Причиной стал сбой деформированный шток датчика, доказано, что произошло это при сборке пакета на космодроме «Байконур». Речь идет о датчике в месте крепления боковых блоков к центральному баку второй ступени. Это полностью соответствует ранее озвученным версиям в СМИ».
Скоробогатов : «Блок Д скользил обратным конусом по корпусу блока А, затем он ударил по баку горючего, что привело к вскрытию бака, и разгерметизации. Зареистрированные возмущения привели к потере стабилизации, и как следствие аварийному прекращению полета. При падении жертв и разрушений не было. все системы корабля функционировали штатно, система САС сработала в соответствии с заложенной логикой. Экипаж спасен, состояние здоровья удовлетворительное».
Скоробогатов: «Пуск осуществлен в расчетное время, старт прошел штатно, до разделения второй ступени полет проходил без замечаний. До 120 секунды. В процессе отделения боковых блоков на 118 секунде вследствие неоткрытия реактивного сопла увода блока зарегистрирован неотвод хвостовой части блока Д от блок А».
Пресс-конференция началась, представлены участники аварийной комиссии, ранее сообщалось, что ее возглавил Олег Скоробогатов, замглавы ЦНИИМАШ.
Первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике произошла 11 октября, ракета-носитель «Союз-ФГ», стартовавшая с космодрома Байконур (Казахстан), не смогла вывести на орбиту космический корабль «Союз МС-10» с новым экипажем Международной космической станции (МКС). На борту находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг.
Авария стартовавшей к МКС ракет «Союз» стала без преувеличения главным космическим событием уходящего года, так как поставила под угрозу не только членов экипажа, но и работу всей Международной космической станции, которая в этом году отмечает 20 лет.
Здравствуйте, уважаемые читатели «Газеты.Ru», предлагаем вам вместе последить за оглашением результатов расследования аварии ракеты «Союз-ФГ», произошедшей 11 октября. Обнародование результатов работы комиссии «Роскосмосом» было намечено на полдень четверга в Центре управления полетами в подмосковном Королеве.